Новые возможности Калужского аэропорта

Об этом и многом другом, что сегодня волнует авиапассажиров, рассказал в интервью «Знамени» генеральный директор АО «Международный аэропорт «Калуга» Салават КУТУШЕВ.

Салават Шайхил-Исламович — новый человек на нашем управленческом небосклоне. Родился  в Ташкенте, закончил Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации. В его послужном списке — руководство международным аэропортом «Уфа», работа в совете директоров авиакомпании «Башкирские авиалинии». 

Генеральным директором Калужского аэропорта стал с момента его строительства, а до этого занимался (и по сей день продолжает заниматься) проектом аэропорта «Ермолино».

— С открытия аэропорта в расписании появилось несколько внутрироссийских и международных рейсов. Можно ли уже говорить о предпочтениях калужских  авиапассажиров? Куда мы хотим летать?

— Аэропорт начал работать с 16 июня. В авиации есть два сезона — весенне-зимний и осенне-летний. Мы пока отлетали по полсезона, поэтому я бы год повременил с выводами.

Безусловно, наиболее востребованным на сегодня является рейс в Санкт-Петербург. Полтора месяца назад кто мог бы сказать, что так будет?

В условиях, когда закрылись несколько популярных международных южных направлений, мы можем только предполагать, что возрастет актуальность Сочи, Краснодара, Минвод, Анапы и Крыма. Как будет на самом деле? Отлетаем все сезоны и посчитаем цыплят следующей осенью. 

— А какие рейсы в перспективе?

— Что касается внутрироссийских, планируем к открытию Саратов, Казань и Нижний Новгород. Самый ближайший из новых маршрутов — Калининград, первый рейс должен состояться в первых числах декабря.

Из международных направлений в ближайшее время откроем Ереван, Азербайджан. Думаем над тем, чтобы начать летать в среднеазиатские города, которые интересны туристам, — Бухару, Самарканд. Кроме того, в проекте Минск. А с середины декабря планируем еженедельные горнолыжные туры в Белград.

Сейчас идут переговоры с немецкой авиакомпанией о возможных полетах в Берлин и Мюнхен.

— Для пассажиров привлекательность аэропорта складывается из нескольких составляющих, одна из них — недорогие билеты. Как работаете в этом направлении?

— На  сегодняшний день мы имеем самые дешевые билеты в Центральном федеральном округе по развитым направлениям. Это стало возможным благодаря тому, что Калужская область добилась субсидирования нескольких рейсов на условиях софинансирования. В результате удалось вдвое снизить цену билетов. К примеру, долететь до Санкт-Петербурга теперь можно за две с половиной тысячи рублей, четыре с половиной тысячи стоит билет в Сочи. В весенне-летний сезон вновь откроется Крым, до него можно будет долететь примерно за 6 тысяч рублей. 

— Недавно по калужским СМИ прошла информация о том, что в аэропорту выявили нарушения в области пожарной безопасности. Можем ли мы, пассажиры, быть уверены, что сегодня с этим все в порядке?

— К нам были претензии со стороны прокуратуры по поводу приборов системы оповещения. Эта не значит, что у нас она была не в порядке, но на тот момент находилась на стадии пуска-наладки, дооборудования. Многие недочеты были устранены еще во время проверки. Процесс оснащения нового аэропорта идет постоянно.

Я за противопожарную систему в аэропорту вообще бы не переживал, уровню оснащения нашей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов позавидует любая пожарная. В аэропорту — три новые машины, совмещающие в себе максимальную проходимость и скоростные качества. Они «долетают» до края полосы за две минуты, в то время как в регламенте установлен норматив  три минуты.

Хотел бы отметить, что все мероприятия, которые проводятся у нас, имеют законодательную основу. Мы их неукоснительно соблюдаем. поэтому отдельные публикации по поводу того, что у нас некачественные услуги в области авиационной безопасности, больно задевают профессионалов. 

—  А как с террористической безопасностью?

— На аэродроме и в терминале выполнен весь комплекс мер по авиационной безопасности. У нас регулярно проходят тренировки по выявлению проноса взрывчатых веществ, спасению, эвакуации пассажиров и прочее. 

В аэропорту есть своя кинологическая служба. Мы купили собак для поиска наркотических, взрывчатых веществ, которые дополняют дорогое высокоточное рентгеновское оборудование. Собачий нюх, как показывает практика, гораздо лучше любого прибора обнаруживает взрывчатку. 

— Недалеко от вас находится полигон ТБО. Стаи птиц, летящие оттуда могут быть опасны для авиаполетов?

— У нас есть штатный специалист-орнитолог, кандидат наук,  который серьезно занимается этим вопросом. Мы оснастили аэропорт современными орнитологическими системами, отпугивающими птиц, раз в месяц идет обновление звуков. Поэтому сейчас небо над аэродромом чистое: пернатые, за исключением одного-двух соколов, которые опасности не представляют, сюда больше не летят.

— За почти двадцатилетний перерыв в работе аэропорта в Калуге отчасти утеряны летные традиции. Как решаете вопросы подготовки персонала?

— Аэропорт полностью укомплектован сотрудниками, в основном за счет приезжих специалистов с опытом и тех, кого специально обучили. Но кадровая проблема действительно существует и связана она в первую очередь с текучестью кадров. Рядом Москва с ее тремя крупными аэропортами. 

Сейчас прорабатывается идея, которая заключается в том, чтобы готовить специалистов авиационной отрасли на базе Калужского филиала Бауманского университета. Персонал понадобится в том числе и для проекта «Ермолино».  Речь идет не о ста, двухсот, а о гораздо большем количестве человек.

— Какие изменения и дальнейшие усовершенствования ждут «Калугу»?

— У нас есть планы открыть на базе аэропорта технический центр по обслуживанию и ремонту воздушных судов деловой авиации. Сейчас, как правило, наши лайнеры летают для этого за границу. Для этого предстоит построить несколько ангаров для бизнес-авиации. Открытие центра даст нам дополнительную компетенцию, а калужанам — новые рабочие места.

В итоге, где-то через три года мы должны будем выйти на самоокупаемость и начнем процесс возврата инвестиций, вложенных в аэропорт.  

В этот же период планируем достигнуть максимальной загрузки, после чего можно будет приступить к строительству более вместительного терминала.