Ликбез для жильцов

Очередная встреча руководителя Государственной жилищной инспекции Владимира Михайлова с журналистами совпала с временем отопительного сезона.

Поэтому с самого начала речь пошла о холодных батареях.

Невероятно, но факт — за период с 1 октября (официальное начало отопительного сезона) в регионе крупных ЧП не зафиксировано. И это несмотря на то что ряд управляющих организаций до сих пор не получил паспорта готовности. Что же касается жалоб различного рода, поступивших в организацию, призванную защищать права граждан, то с начала года одних только письменных обращений было более десяти тысяч. На первом месте — вопросы, касающиеся температуры батарей центрального отопления, на втором  — водоснабжение и водоотведение, на третьем — тарифные нестыковки.

Но говорить о том, что поток жалоб в инспекцию иссяк, никак нельзя. Звонят, пишут. Объем работы у ведомства огромен: под его контролем работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществление аварийных работ по восстановлению неполадок, а также соблюдение собственниками требований законодательства по содержанию и использованию помещений и общего имущества. 

Кажется, ведомство нашло способ хоть как-то разгрузить себя от поступающего шквала жалоб. Идея создания школы грамотных потребителей принадлежит фракции «Единая Россия». Первый выпуск учеников уже состоялся. Кто эти слушатели и зачем им нужна такая грамотность? Само собой, это люди неравнодушные, активные, желающие не только сами разобраться во всех хитросплетениях коммунальных законов, но и стать проводником этой грамотности в своем доме, подъезде. Результатом обучения как раз стало сокращение многочисленных «почему?» от жильцов многоквартирных домов.

Как бы настороженно ни относился народ к различным управляющим органам, его доверие к жилищной инспекции прямо противоположное. За время работы ведомства всем стало понятно — это действительно структура, которая занимается не только фиксированием жалоб жильцов. С самого начала за правило был взят оперативный контроль за сроками выполнения управляющими организациями промашек в работе. С контроля жалоба снимается только после того, как сам заявитель сообщает о ликвидации проблемы.

Сотрудники выезжают на места, и подобных инспекционных поездок за год было более семи тысяч. Потому им отлично известны самые «взрывоопасные» точки региона, где год от года происходят непредвиденные сбои в работе коммунальных служб. Это и Товарково, и Балабаново, и Детчино. По словам Михайлова, в нынешнем году все серьезные недоделки там были устранены.

И все же руководство муниципалитетами старается сделать главный упор в связке «коммунальщик — квартиросъемщик» именно на собственнике жилья. На сегодняшний день есть различные формы управления домами, среди которых наиболее прогрессивным считается ТСЖ, где и ремонтные работы, и вопросы общедомовых закупок решаются сообща. Но не все новое так быстро у нас приживается. 

В последнее время нам все тверже втолковывается, что мы, жильцы, имеем право требовать полной открытости и прозрачности от коммунальных управленцев. Но это все декларации. На самом деле ни о какой отчетности и речи нет. Но бог с ней — лишь бы весь спектр услуг, за которые год от года приходится платить все больше, соответствовал нормам!

Чтобы так было на деле, за управляющими организациями неустанно следит жилищная инспекция. Первой угрозой для коммунального бизнеса стало лишение лицензии. Но, во-первых, далеко не все успели их получить, а главное — для того чтобы ее отнять, нужно проделать массу длинных процедур. Тут должны присутствовать акты жильцов, вмешательства прокуратуры и судебных органов и много всего. Другое дело — штрафы, которые решением правительства вводятся с нынешнего года. И суммы эти немалые.

Как бы там ни было, но жилищная инспекция за годы своего существования стала настоящим спасительным центром, работающим в круглосуточном режиме. Чтобы стать еще ближе к многочисленным заявителям, было принято решение создать многофункциональный сайт, посредством которого люди смогут, минуя прочие службы, оперативно решать свои коммунальные проблемы.