«Киты» авангарда в Калуге

Выставка печатной графики во флигеле Калужского художественного музея — Анри Матисс, Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Хуан Миро.

Эпоха модернизма в России, где она и зародилась, звалась авангардом. Это общее имя различных течений в искусстве ХХ века, отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения. В военной науке «авангард» — «передовой отряд». Парадокс в том, что сто лет прошло, а на «передовой» вышеуказанных гениев никакого не появилось. Почему?

Те мастера, блестяще владеющие реалистическими методами, двинулись в абстракцию не потому, что не знали пластической анатомии. Они и знали, всей кожей чувствовали, что мир изменился, что он стоит на грани апокалипсиса мировых войн, революций, распада империй. Кроме того, эти художники были глубоко и широко образованными людьми и не могли пройти мимо создания теории относительности, открытия радиоактивности, квантовой механики. 

Потому выставка будет мила не только записным любителям авангарда. Она — хорошее подспорье для учителей и преподавателей физики, математики, где ученикам можно показать «изображения невообразимого» — образы волн, квантов, черных дыр, смещений времени — как фильмы Стивена Хокинга.

Конечно, подлинная графика и живопись этих мастеров недоступна для областного музея. Но печатая техника (ксилография, шелкография, офорт, литография) сделала их демократичнее. Причем литографские камни, доски и сегодня дают возможность продуцировать оттиски, эстампы.

Материал выставки неисчерпаем в культурном отношении, рождает тысячи ассоциаций.

В Год литературы логично остановиться на серии иллюстраций Марка Шагала к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Офорты выполнены в 1923 — 27-м годах по заказу мецената издателя Амбуаза Воллара. С 96 медных листов автором было напечатано 418 комплектов эстампов, причем первые 50 — на японской бумаге. Именно они представлены на калужской выставке! Знатоков искусства той поры поразит, как сильно повлиял уроженец Витебска на графику Жана Кокто.

Проект был закончен в другую эпоху. После смерти Воллара, в 1948 году, к офортам был допечатан набранный еще в 1927 году текст. Книга была издана тиражом 368 экземпляров, без переплета, в специальных футлярах, и предназначена для музейного экспонирования. Три экземпляра находятся в СНГ: в Третьяковке, Эрмитаже и в Витебском музее Шагала. «Откровения Ноздрева» — апофеоз самодовольного ничтожества, «Свидетели» похождений Чичикова — волощение душевного убожества. Видно, что автор лично изучил племя паразитов и в России, и во Франции.

Другой гений, представленный в зале, Анри Матисс, также был оптимистом «Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть», — писал он. Войны, оккупация, переезды, бедность, болезни — ничто не сделало эту палитру художника мрачной. Даже после инфаркта, за день до смерти, восьмидесятитрехлетний мастер работал над портретами!

Как проста и музыкальна трехцветная композиция «Листья». Литография «Аполлон» — гимн богу солнца и творчества. Загадочный Хуан Миро показывает мир как слияние видимого человеком и недоступного его восприятию. Биоморфные пятна цвета похожи и на обитателей моря, и на тени деревьев, и на следы на песке. «Собака, лающая на луну» — точно иллюстрация к сказке, где «черепа глядят горящими глазами», и вот-вот запоёт петух, отмечая самый темный час перед рассветом. 

Творчество Пабло Пикассо представлено серией «Быки и тореадоры». Но здесь не только древняя кровавая забава, а всё связанное с ареной, цирком: наездницы в фантастических придворных платьях, полные внимания и ужаса трибуны. 

Гений Василия Кандинского подарил экспозиции хрестоматийные работы. Вот «Звезды» 1938 года, где вся Вселенная поместилась в тело амебы, её порошица стала Солнцем в момент затмения, вакуоль — просветом в облаках.

«Великое Воскресение» (1951 года) показывает Второе пришествие Христа, последнюю битву со злом с трубящим ангелом, сонмом праведников, небом, «свернувшимся, как свиток». «Композиция VI» (1957 год) — классификатор мира, на шахматной доске которого уместились: Музыка, Время, Техника, Агрессия, Любовь, Движение, Равновесие. «Взаимное соглашение» (1969 год) — диалог мужчины и женщины и взаимосвязь правого и левого полушарий мозга человека. 

Зачем ходить куда-то по гололеду, когда все эти композиции можно увидеть в Интернете? Во-первых, эстампы — подлинники, они дают полное впечатление о тонкости линии, яркости цвета. Во-вторых, обойдя зал по кругу дважды и трижды, вы увидите, что работы поясняют друг друга, вступают в диалог, они не спорят, а уточняют, высвечивают смыслы.

Уютный кабинет точь-в-точь подходит для экспонирования графики, на этом островке тишины вы сможете сосредоточиться на творчестве и судьбах гениев. Кстати, экспликации выставки на редкость полны и информативны, с их благожелательными комментариями вы сможете изучить шедевры до середины января.