Иней гжели 

Как иней на берёзе, в художественном музее (бывший Дом учителя) сияет выставка гжельского фарфора.

Произведения старинного промысла представила молодая мастерица, преподаватель Гжельского государственного художественно-промышленного института Ирина Коршунова.

Член Союза художников России не ограничилась традиционной посудой. Калужанок особенно заинтересуют вечерние туалеты, выполненные по мотивам традиционной росписи. Белый шелк украшен в технике холодного батика голубыми узорами; лиф, бретели декорированы фарфоровыми бляшками с подглазурной росписью кобальтом. 

Произведения калужской гостьи экспонируются в музеях Йошкар-Олы, Подольска, Выксы, Гжели. Мастер декоративно-прикладного искусства стала лауреатом VIII международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров в Египте, международного фестиваля «Художественная керамика» в Гжели.

Гжель давно завоевала популярность самых широких слоёв населения. 

Что же из себя представляет этот промысел?

Гжель — это обширный район, состоящий из 27 деревень, расположенных примерно в шестидесяти километрах от Москвы, сейчас он входит в Раменский район Московской области. 

Само название «Гжель» имеет водное происхождение. В России текут несколько речек с таким именем. Поймы рек, заросшие кустарником, по-прусски, по-латышски, по-литовски зовутся «кжель», «гжель».

История промысла уходит корнями в XVII век. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины». И в Аптекарский приказ, в Москву прислали пятнадцать возов глины, что стало для местных крестьян постоянным заработком. Ценных глин в тех мерах обнаружено семнадцать сортов!

Михайло Ломоносов писал об этом сырье так: «…Едва ли есть земли самая чистая и без примешания где на свете, кого химика девственницею называют разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Голубой же кобальтовый узор гораздо древнее. Он был изобретен и стал популярен в иранском Хорасане. В эпоху Золотой Орды кобальтовую роспись переняли в Китае, и она стала «лицом» национальной керамики.

Задолго до образования Российской империи, в период империи Джучидов в Поволжье в ограниченном количестве производились кобальтовые фаянс и фарфор.

До середины XVIII века Гжель делала обычную гончарную посуду, изразцы, трубы, примитивные игрушки.

В 1800 году Павел Куликов основал в Гжели первый фарфоровый завод, обучившись этой премудрости у фабриканта Отто в селе Перове. Желая сохранить секрет в тайне, Куликов сам делал смеси и обжиг, имел только одного рабочего и двух гончаров.

Конкуренты Георгий Храпунов и Евсей Гусятников воровски проникли в мастерскую, срисовали печь, украли образцы смеси и открыли собственные заводы. Промышленный шпионаж процветал всегда!

К 1812 году там работало более двадцати пяти заводиков, самыми популярными из которых были фабрики Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кизяево. От тех времен дошли до нас имена художников Никифора Гусятникова, Ивана Срослея, Ивана Кокуна. 

Именно из Гжели берет начало династия монополистов фарфорового и чайного промысла купцов Кузнецовых.

После социалистической революции 1917 года предприятия были национализированы, в 1930 — 40-х годах здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоровых предприятий Российской Федерации.

Затем была война, после которой промысел восстанавливали художник Наталья Бессаробова и ученый, химик Александр Салтыков. Именно тогда утвердился современный гжельский стиль — широкий мазок с тональными переходами от цвета темно-синего до светло-голубого.

Как же делают все эти чудеса? Вовсе не на гончарном круге, как глиняную посуду. Жидкую фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. Застывшие полукувшины, получашки извлекают из форм, склеивают, они проходят первый обжиг. После этого мастера расписывают изделия серыми красками! Только в ходе окончательного обжига происходит химическая реакция, и узор вспыхивает, как перо синей птицы.

 Чего только не делают сейчас в Гжели! И часы и серьги, и брошки, и даже корпуса для ноутбуков!

Выставка лишний раз доказывает, что задача импортозамещения для России не новая и всегда решалась успешно. Действительно, зачем же средства из страны вывозить, если можно самим сделать товар «на заграничный фасон самолучшей доброты»! И так — во всём. Когда же вновь заработают швейная фабрика «Калужанка», обувная фабрика «Калита», Калужский хладокомбинат? Покупатели ждут!