«Зебра калужской дорожки»

В Калужском доме мастеров — многоцветный парад ткачества.

Мастер и методист Наталья Разорёнова представила плоды древнего искусства, сделанные буквально вчера. 

Сходите на эту экспозицию и вспомните об экологии. Сколько вещей мы выбрасываем! Еще больше просто лежит на антресолях, захламляя дом. Одновременно с этим мы идем в магазин и покупаем коврик в прихожую из чистого полиэстера. Безумие! Планета — страдалица ждет, когда же мы освоим безотходное хозяйство. Поговорить о забытом умении делать новое из старого мы пришли к автору персональной выставки Наталье РАЗОРЁНОВОЙ. 

— Как, где, когда вы научились этому древнему искусству?

— Родилась я в деревне Костино Дзержинского района. В доме, как и у всех в округе, на полу лежали разноцветные домотканые дорожки. Мама, Евдокия Васильевна, была рукодельницей: вышивала гладью, крестом. Семнадцать лет я работала в Обуховском сельском доме культуры. Директором была удивительная женщина, прирожденный настоящий народный мастер Анна Тихонова. Она основала школу ткачества, где я и училась. Перед этим нужно было создать материальную базу. Ткацкие станы мы собирали в близлежащих деревнях. 

— Еще совсем недавно такие дорожки-половики продавались на Калужском рынке и стоили копейки. Ведь делаются они из отслужившей ткани.

 — Да, их ткут из подручного материала: износившихся сорочек, детских колготок. Все это разрывается на драчки — тряпочки и идет в дело. 

— Где же вы берете основу, крепкую соединительную нить?

 — В прежние времена ее пряли сами крестьянки из льна, конопли, шерсти. Сейчас это покупная нить. 

— Если половик рассыплется, его можно перебрать, починить?

— Ни разу не видела такого, порваться он может лет через сто — очень плотно сбита ткань!

— Сейчас в магазинах продаются импортные подделки, сделанные будто из синтетической ваты, очень легкие. 

— Они сделаны не на ткацком стане, а на рамах, рыхлые, одноразовые. Нас учили делать дорожки, например, на мастер-классах Первого Всероссийского фестиваля народного искусства в Карелии, в Петрозаводске. На семинарах по ткачеству мы учились у мастеров из разных областей, перенимали их методы, приемы, секреты, техники. Анна Алексеевна научила меня традиционному ткачеству, а браное, многоуточное, закладное ткачество я освоила сама. В многоуточном ткачестве много утков, несколько цветов. На выставке представлены все техники. В технике браного (от слов «брать», «выбирать») ткачества изготовляют рушники, фрагменты (декоративные вставки) одежды.

— Что за рисунок на вашем рушнике — две женщины, а на юбках у них — солярные знаки?

 — Это древние божества славян — Макошь, богини плодородия… 

— Солнце у них между ног, во всех своих четырех главных для человека видах: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. Отсюда — четыре стороны креста с перекладинами, загибающимися в одну сторону, что придает знаку подвижность, означает круговорот.

— Этот рисунок — копия древнего калужского полотенца. Каждый символ имеет значение.

— Да, его можно читать как книгу: ромбы — мамонты, клетка — засеянное поле, скошенные полосы — понижение и повышение уровня полуденного стояния солнца. В отвлеченных, казалось бы, узорах нет бессмыслицы. Как научиться всему этому? 

— На базе Калужского дома мастеров работает кружок, приходите, записывайтесь! У нас занимаются женщины в возрасте от 25 до 65 лет. Кроме этого, я валяю из войлока, вышиваю, плету из бисера, делаю традиционные куклы — такие кружки у нас тоже работают. 

— Вы сами носите вещи, которые мастерите?

— Да, и я, и дочь: чехлы под сотовый телефон, сумочки…

— Сколько нужно времени, чтобы сделать двухметровую дорожку шириной сантиметров семьдесят?

— Мне — два дня.

— А материала сколько?

— Новой ткани — отрез три на полтора метра.

— Как много!

— Очень плотная вещь получается… У нас в фондах много старых, и антикварных, и винтажных дорожек (многие — из коллекции Владимира Ракова), все в прекрасном состоянии — им сноса нет. Стан, за которым я сейчас работаю (представлен на фото), сделан в деревне Пятовское на территории теперешнего Дзержинского района в ХIX веке. Мастер сделала его из ясеня. Годилась только лиственная и не слишком мягкая порода дерева.

— Есть поговорка: вроде зебры жизнь — полосатая. Старые дорожки — образец гармонии сочетания светлого и темного, теплого и холодного, изысканные по колориту, брутальные по структуре. А можно ли ошибиться при ткачестве?

— Можно, нужна сосредоточенность. Но самое сложное — заправить стан. В старину во многих домах ткали, девочки занимались этим с восьми-десяти лет. А вот заправляли стан, натягивали (сновали) нити основы настоящие мастерицы — они обходили дома по заказу, за плату. Один раз нитка перехлестнулась — вся работа на выброс!

Действительно, когда стан начинает двигаться, понимаешь, как он сложно устроен. На нем натянута основа из многих параллельно расположенных нитей. Она натягивается из большой катушки — навоя. В центре находится зевообразный механизм (зев), который разделяет нити основы, образуя ромбовидное пространство. В зев с помощью челнока прокладываются нити (драчки) утка. Они прибиваются к опушке ткани бёрдом (гребнем). В автоматическом бесчелночном станке, на котором соткана ткань для вашей одежды, нить утка прокладывается между нитями основы каплей воды, с большой скоростью вылетающей из сопла. 

Как устроен наш мир, его вещи, как сделать его краше и стабильнее? Этому вы научитесь на экспозициях и в кружках Дома мастеров.