Синий — цвет надежды?

Если бы в Калуге провели опрос по поводу того, какие из городских проблем считать наиболее животрепещущими, то транспортная стояла бы если не первой, то второй.

А самая «транспортно-неразрешимая» проблема областного центра — Синие мосты.

Ежедневные пробки и аварии в районе улиц Тарутинской, Глаголева, Зерновой и Путейской (прилегающие к путепроводу) лет пятнадцать как стали визитной карточкой данной части города. 

Довоенные проектировщики, естественно, не могли учесть грядущего автомобилепотока и не предусмотрели возможность расширения как самого моста, так и подъездных дорог к нему.

Калужские власти не раз уже пытались взяться за эту головную боль, но пока безрезультатно. Помнится, три года назад планировались работы по реконструкции улично-дорожной сети в районе Синих мостов. Тогда рассматривался вопрос о полной реконструкции путепровода и строительстве транспортной развязки рядом с ним. Однако по каким-то причинам от идеи тогда отказались.

Сегодня, возможно, с подачи нового главного архитектора Калуги Сергея Ткаченко вновь вернулись к теме Синих мостов. А может быть, ситуация за три года в этом «узком месте» здорово ухудшилась, и мы плавно подошли к транспортному коллапсу, который вот-вот случится близ путепровода.

Поскольку проблема действительно народная (число автомобилистов в городе множится в геометрической прогрессии), варианты выхода из ситуации стали предлагать все кому не лень. Кому-то до сих пор кажется, что дело всего лишь в неправильной организации движения, и стоит лишь нарисовать дополнительную стрелку на светофоре (убрать светофор вообще, сделать островок безопасности и т.д.) — и все рассосется. Гениальное просто.

Архитекторы, однако, простых путей не ищут и недавно предложили несколько своих вариантов. Один из них предполагает опять же полную реконструкцию «мостов», а до этого — строительство второго путепровода. Он на время заменит старый, реконструируемый. Позже два путепровода будут функционировать вместе, осуществляя движение транспорта в разные стороны. Синие мосты после реконструкции станут четырехполосными.

Второй план исключает постройку второго моста над железной дорогой. Можно на время реконструкции организовать движение до улицы Азаровской, сделав там полноценное разворотное кольцо. 

Наконец, третий вариант является реанимацией послевоенного плана о продлении улицы Ленина до Тарутинской, причем часть железнодорожного полотна потребуется поднять на эстакаду. «Все равно это когда-то случится», — предрек калужанам главный зодчий. 

К сожалению, благие намерения планировщиков могут упереться в чью-то собственность и нежелание владельцев освободить землю под возможное уширение проезжей части или прокладку дороги. 

Еще один больной вопрос масштабного строительства — откуда брать деньги? По самым скромным подсчетам, первые два варианта могут обойтись нашему бюджету в 120 — 150 миллионов рублей, а план с эстакадой потянет на миллиард рублей.

На последнем из заседаний областного архитектурного совета, где рассматривались проекты реконструкции Синих мостов, члены совета во главе с губернатором и так и этак пытались найти пути «удешевления» реконструкции, но получалось, как назло, только дороже. В конце концов, рассмотрение проектных предложений решено было отложить, для того чтобы «на месте изучить ситуацию». Поможет ли?

О том, как видят решение этой проблемы сотрудники Госавтоинспекции, мы решили узнать у начальника отдела ГИБДД УМВД России по Калуге Алексея МОСКАЛЕНКО:

— Я бы сказал, что причина не только и не столько в самом путепроводе. Самое главное — это развязать по обе стороны от моста улицы Путейскую, Глаголева и Степной проезд. В первую очередь нужно сделать две развязки. В нынешнем виде мы имеем неполноценный перекресток и примыкание дороги слева с очень интенсивным движением. По-хорошему там нужно делать площадь по типу Московской или Маяковского. 

Если сделать выезд со Степного проезда напрямую к Зерновой, то вместо двух рядом расположенных перекрестков и светофоров на них мы получим один — это уже будет частичным решением проблемы пробок. 

Там, где улица Глаголева и Путейская, на месте гаражей, желательно построить полноценную круговую развязку, как минимум двухполосную.

Это первоочередные меры, а следующим шагом должно стать строительство нового моста.

В качестве «дешевых полумер» Алексей Олегович предложил, не меняя кардинально геометрии дорог, расширить улицу Тарутинскую до улицы Радищева, сделать еще одну полосу для поворота направо на Зерновую и поставить там комплекс видеофиксации. Кроме того, нужно подрегулировать пешеходный светофор на перекрестке улиц Тарутинской и Зерновой. 

Однако затраты на эти полумеры уже будут значительными, а вопрос кардинально не решится. Стоит ли размениваться по пустякам?

Вопрос о возможной реконструкции путепровода и дорожной сети рядом с ним пока открыт. Не хочется, чтобы его в очередной раз закрыли. В противном случае в следующий раз к нему могут вернуться, когда грянет гром в виде (не дай бог!) какой-нибудь глобальной аварии на «мостах».