Славно трудится «Муравей»

Мимо этого цветочного великолепия равнодушно пройти невозможно. Самые тонкие струны души затрагивают удивительные оригинальные композиции и «скульптуры».

Здесь море цветов. Перечислить все виды весьма затруднительно. И хотя лето уже позади и многое из того, что радовало взор в теплые, солнечные дни уже отцвело, распустилось другое диво дивное.

Именно так и задумывали учителя и учащиеся Мятлевской средней школы имени А.Ф. Иванова, благоустраивая территорию, подбирая растения, — чтобы цветы цвели здесь с ранней весны и до тех пор, пока не выпадет снег.

Так уж издавна повелось, что школа в Мятлеве является социально-культурным центром поселка, поэтому здесь все делают для того, чтобы был он украшением и гордостью.

— Если театр начинается с вешалки, то школа — со школьного двора, — не устает повторять директор Тамара Владимировна Никишина. После капитального ремонта здания было решено создать культурный ландшафт, который кроме эколого-эстетической функции выполнял бы обучающую и воспитательную роль. Реализовывали идею на базе учебно-опытного участка, который многие годы используется для проведения уроков сельскохозяйственного труда, биологии, внеклассной работы. Школьники закрепляют, расширяют и углубляют знания, полученные по этим предметам. Участок давно стал основой опытнической и исследовательской работы.

Несколько лет в школе успешно действует трудовое объединение «Муравей». Под руководством педагогов ребята учатся агротехнике выращивания овощей и цветов. Они закладывают опыты, ведут наблюдения, делают выводы. Ежегодно школа принимает участие в районном смотре учебно-опытных участков и в последние годы, как правило, занимает первые места. Несколько лет подряд она — лучшая в областной выставке юных натуралистов, причем год от года удивляет оригинальностью цветочных «скульптур».

«Муравей» — участник и призер различных экологических конкурсов и олимпиад. У него — первое место в областном этапе международного конкурса «Зеркало природы». В активе — победы на всероссийском конкурсе «Зеленая планета», «Юннат», где он стал лучшим в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура».

Дети с удовольствием пробуют себя в роли ландшафтных дизайнеров. Очень важно, что они не воспринимают теперь работу на участке как принудительную обязанность. Это сопричастность к созданию нового облика школы. Они учатся не только обрабатывать почву, сажать рассаду, правильно ухаживать за овощными и декоративными растениями, но и видеть, ценить красоту, созданную своими руками. Кстати, овощи, выращенные на участке, используются для питания в школьной столовой, что способствует удешевлению обедов.

Работая в цветнике и на грядках, учащиеся приобретают новые знания и практический опыт, который многим из них пригодится в жизни, поскольку выбирают такие вузы, как МСХА им. К.А. Тимирязева, МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет почвоведения), КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).

Несомненно, учебно-опытный участок, который называют здесь лабораторией под открытым небом, способствует развитию эстетического вкуса, ответственного отношения к природе, формированию общей культуры. Это зеркало школы. Что отмечали, кстати, многочисленные гости, побывавшие в школе накануне начала учебного года на открытии памятника бывшему директору, народному учителю Российской Федерации, педагогу-новатору А.Ф. Иванову, чье имя носит школа.

Умелый подход к организации трудовой деятельности позволяет учителям сделать ее интересной и увлекательной, а опытническую работу направлять на поиск новых путей и исследований. Большое значение придают педагоги совместному труду детей и взрослых. Привлечение, а точнее, вовлечение родителей в реализацию проектов по благоустройству школьной территории — одна из приоритетных задач педагогического коллектива.

Благодаря инициативе совета отцов под руководством Тимура Кирпикина папы учащихся, учителя-мужчины, старшеклассники уложили тротуарную плитку почти на 300 квадратных метрах, сами разработали и осуществили проект «Цветочный мини-парк». Много пришлось потрудиться над выравниванием территории, а она немаленькая, без малого 3 гектара. Эту работу взял на себя депутат районного Совета, член совета отцов Геннадий Гринько. В течение нескольких лет продолжался и не кончается по настоящее время завоз грунта. Выкорчевали и вывезли около двухсот старых тополей, которые росли прежде хаотично по всей территории, представляя угрозу здоровью школьников.

С помощью родителей перед фасадом главного здания нашел воплощение проект «Цветочный зоопарк». На красивом зеленом газоне, среди узоров, причудливо сплетенных из шикарных рядов цветущих бархатцев, уютно расположились братья наши меньшие — жирафы, медведи, экзотические пернатые. На языке ландшафтных дизайнеров это звучит как малые архитектурные формы. Здесь и цветочные скульптуры, и животные, сделанные умелыми руками Сергея Петрикова совместно со школьниками и учителями.

Это уже речь об искусстве создания деревянных скульптур. Прекрасна сказочная жар-птица, ожившая из компьютерных дисков и старых автомобильных покрышек… Впрочем, это все надо видеть своими глазами! «Приезжайте, не пожалеете», — любезно приглашает восхититься красотой гостеприимный директор Тамара Владимировна Никишина.