Осеннее узорочье

Калужский Дом мастеров не пахнет музейной пылью и сном — в нем почти ежедневно звенят детские голоса.

Праздник «Осенники» проходил для самых маленьких в горнице. И ее сменная экспозиция — труды художников — резчиков Владимира Дёмина, Валерия Скачкова, Виталия Кузнецова и Юрия Левченко. Руководил ими при реставрации Дома мастеров и резал наиболее трудные детали убранства член Союза художников России Евгений Столяров, чьи живые звери украшают выставку. 

Вот и охотничья собака, загнав дичь на дерево, обнюхивает ее, не дает убежать в ожидании хозяина — охотника. Крохотные наросты капа на сучке стали завитками шерсти, и хвостик трепещет в нетерпении — так поймал момент Юрий Левченко.

Виталий Кузнецов, приложив не руки, а глаза, увидел и показал нам в обкатанной дождями и сезонами ветке «Птицу». Причем малую пластину можно принять и за утицу, сидящую на воде, и за машущую крыльями чайку. Икона Серафима Саровского, стоящего на камне в своем лесном скиту, кажется, сделана из дерева, упавшего семечком в землю при жизни святого. 

Владимир Дёмин показал драматический момент охоты — волчья стая обступила лося. Здесь борьба не за трофей, а за выживание!

Валерий Скачков в наборе из двух сосудов — братин изобразил битву богатыря с драконом.

Как же жесткое, неподатливое дерево становится сказкой? Резьба — старинный народный промысел. Наши предки называли рисунок «ознамёнка», «вызорочье», «узорочье».

Пример чисто русской резьбы — украшение царского места в Успенском соборе Кремля. Те же элементы — косицы, прями, зубчики, городцы, звёздки, маковцы использованы и в отделке Дома мастеров. В конце XV века инок Амвросий соединил в отделке Троице-Сергиевой лавры исконную и западноевропейскую традиции. Их синтез ярко виден в работах, представленных на экспозиции. Во второй половине XVII века у нас появилась немецкая фигурная резьба с готическими мотивами.

Современная резьба свободно сочетает все достижения и стили. Блестящий пример абрамцево-кудринской резьбы, изобретенной Василием Ворносковым, — блюда Евгения Столярова. В узоре сплетаются гирлянды трав и цветов с поющими на них птицами. 

Самая сложная по технике работа с деревом — создание скульптуры. Материал неоднороден, волокна древесины (сосуды) бывают закручены влево или вправо, расходятся в стороны на сучках, их могут деформировать болезни и вредители. Для хорошего мастера все это — знаки, голос будущей скульптуры. Ведь, выбирая тот или иной обрубок дерева, художник мысленно уже видит заключенную в нем скульптуру.

Далее он выполняет из глины эскиз — модель и, ориентируясь на него, делает самую первоначальную обрубку топором. Получается кокон, в формах которого едва угадывается будущая скульптура. Затем действует маленьким топориком и стамесками. Работает очень осторожно: снимешь лишнее — обратно не приставишь, это не глина. Резать стамесками можно только поперек годовых слоев, несколько наискось. Для того чтобы дерево высохло, не растрескивалось, его рубят зимой, в мороз, когда в нем меньше всего влаги. 

Дети с любопытством рассматривали, трогали всамделишную, а не пластиковую, штампованную мебель, утварь. Ритуал поднесения хлеба-соли хозяйке-осени, хороводы, песенки, считалочки рассказали детям о том, что сентябрь считался у наших предков — хлебопашцев началом года. Он и подводил итог трудам, и давал посевное зерно для нового урожая. Знакомство с круговоротом крестьянских дел, забот и торжеств — на редкость гармоничное сочетание и воспитания, и трудолюбия, и патриотизма. В резной горнице дети окунулись в атмосферу национальной идеи — созидательного труда на своей земле.