Два мастера

Греческий мудрец с нескрываемым сожалением сказал: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

А вот в Калужском ТЮЗе спустя сорок лет повторили постановку пьесы Юрия Елисеева «Два мастера».

Та, первая, была предпринята в 1975 году режиссёром Валерием Якуниным, выпускником Института культуры, ныне — народным артистом России, заслуженным деятелем искусств РФ.

Состав исполнителей сверкал звёздами: Алёнушку играла ныне заслуженная артистка России, актриса Малого академического театра Татьяна Короткова; Мамушку — «завлит всея Калуги» Любовь Слепова; боярина Опивало — Вячеслав Голоднов (ныне яркий актер драмтеатра) и Игорь Берестнев (бывший сотрудник «Белого дома»); заморского мастера — Александр Баранников (ныне режиссёр драмтеатра); а боярина Объедало — Михаил Визгов (ныне главреж ТЮЗа). Почти все эти «артисты-75» пришли на премьеру!

Драматизм ремейка не в том, что время прошло, не в сединах и морщинах. Время изменилось, отношения, идеалы, цели трансформировались. В ТЮЗе сменились поколения артистов, режиссеров, и из народного он стал профессиональным, но по-прежнему остался театром-домом, театром-семьёй. Мы воспользовались уникальным случаем заглянуть в колодец времени — взяли интервью одновременно у исполнителя роли боярина Объедало сорокалетней давности и сегодняшнего главного режиссёра ТЮЗа Михаила ВИЗГОВА в одном лице.

— За сорок лет не угасла ли актуальность пьесы?

— Нет, она «в тему». Это история о выборе пути, о том, кем я хочу быть и какие пути для этого выбираю. Царя обидел соседский царь Андрос, сказав, что тот никчемный правитель, между прочим, по делу. Признание самого царя: «У того ли, у Андроса, и горох растет, и просо, а у нас один бурьян, будь он трижды окоян». У царя есть два пути: либо заняться обустройством государства, приглашая своего мастера, либо уничтожить царя Андроса. Он выбирает второе. Разве не актуально?

— Ну да, «кому война, а кому  мать родна», милитаристское лобби!

— Да, но оказалось, что стрелять не из чего — в пушке курица гнездо свила. Конфуз полнейший! И ядро единственное бояре пропили… Послали на поиски заморского пушечного мастера. А нянька царя рассказала о том, что в государстве есть свой умелец, изобретший уникальную машину. Но выбор администрации был на стороне разрушителя, а не созидателя. Причем если у местных забияк была цель «снести крышу», то приглашенный мастер предложил сжечь весь город дотла:

Пушка эта бьет стрелою,

Не простою, громовою.

Громовая ж та стрела

Целый город сжжёт дотла.

Для этого нужно было по инструкции заложить два снаряда. Но боярам и царю маловато показалось — каждый потихоньку заложил еще по снаряду. Пушка взорвалась, от царя и бояр только пыль осталась, а от иностранного мастера — полосатые брюки…

— Ужасно! Инженер приехал к «диким людям», которые не могут инструкцию выполнить, и погиб! Поучительная сказка для иностранных специалистов!

— Перед этим бояре пытались шантажом, угрозами заставить мастера Ивана, чтобы он хлебную машину для войны переделал, но тот не согласился.

— Хлебная машина — архитипический образ, аналог скатерти-самобранки. Борис Гребенщиков в своей повести «Иван да Данило» пошел дальше — мастер изобрел яблочную машину, которая прямо сразу счастье производит.

— Кстати, иностранному мастеру идея не понравилась: «для русского мужика нужна жесткая рука». 

— Дилемма сложная. С одной стороны, «товары — народу», а с другой — не было бы у страны ракеты СС-20, мы бы тут с вами не сидели…

— Совершенно верно. Пацифистам хорошо за столом сидеть, в построенном до них доме… Только тема спектакля не об этой дилемме.

— Как вам удается создавать такую яркую, убедительную картинку при весьма скромном финансировании?

— Очень талантливая команда — художник Тамара Голованова, костюмер Светлана Муратова и, конечно, актеры театра, способные создавать достоверные образы. Костюмы рождаются характерами персонажей. Вещи нас продают с головой! Сразу видно — чего человек хочет, имеет ли он самостоятельность или идет в потоке. Такой человек всегда «при деле» — как бы не отстать от моды.

— Все ваши спектакли — мечты-размышления о том, «как нам обустроить Россию».

— Все, что мы делаем, — мечта о том, чтобы быть человеком. Мы как Гамлет хотим быть. Никем стать легко! От большого количества разносолов ты богаче не становишься.

Актеры Алексей Алешко, Евгения Одинцова, Станислав Горталов, Анатолий Сотсков, Екатерина Крохмалёва, Иван Денисов, Кирилл Ланцев заставят вас и рассмеяться до слез, и задуматься, понять суть происходящего, что и государством править надо — для всех, а не свои амбиции реализовывать. «Воевать, так уж всерьез… Запиши-ка нас в обоз», — проявляют патриотизм бояре. Понятное дело: паны дерутся, а у холопов чубы трещат.

Как грустно, что сказки не стареют!