По две школы в год

Какие изменения ждут наши школы в новом учебном году? Об этом в интервью газете рассказал министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ.

— В прошлом году принята новая концепция учебно-методического комплекса по истории. Частью этой концепции является так называемый культурно-исторический стандарт. Смысл изменений, которые происходят сейчас в историческом образовании, заключается в переходе от концентрической системы, которая действовала с 1994 года, на линейную. Ранее школьники изучали полный курс истории до 9-го класса, а затем углубленно повторяли его в 10 — 11-х классах.

Теперь с 6-го по 10-й класс будет изучаться систематический курс отечественной истории с древнейших времен до нынешнего времени. В 11-м классе это будет курс «Россия в мире».

Замечу, что концептуально и содержательно новые учебники не сильно отличаются от тех, что были ранее. В них заострена тематика так называемых трудных вопросов в истории России, сделаны акценты в оценке событий современности и усовершенствован иллюстративный и методический аппарат.

Новые учебники подготовлены и изданы буквально накануне 1 сентября. Мы не планировали начать обучение по ним с этого года. Чтобы учителя истории и школа определились с их выбором, мы организуем семинары и подробно знакомим с содержанием и методикой. До конца года пособия будут закуплены школами, а со следующего года начнется основная работа по ним.

— Какие вопросы из нашей истории отнесены к трудным? Каким образом будет построено изучение материала по ним?

— Вопросы, связанные с образованием древнерусского государства, о роли варягов, оценка ряда политических и исторических деятелей — Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина, Брежнева, Ельцина. Оценка реформ, революций, последствий для истории и современности Великой Отечественной войны. Учебники концентрируются на определенной трактовке этих событий.

С моей точки зрения, ученикам в школе нужно дать знание этих событий и понимание их базовых последствий. При этом не забывать говорить о том, что эти события разными школами и идеологиями оцениваются по-разному. Ребенка необходимо учить мыслить, а впоследствии, когда он повзрослеет, у него будет возможность оценить эти события с учетом приобретенного опыта.

— Как внедряются в практику региональных школ электронные учебники?

— Российское законодательство в области образования требует использования помимо бумажных носителей информации электронных учебников. С 2016 года каждый учебник, который попал в федеральный перечень, должен обязательно иметь электронную версию. Уже сейчас во многих наших школах используют электронно-цифровые образовательные ресурсы.

Однако электронные версии не являются обязательными. Решение об их использовании принимается школой. Непринципиально, будут ли это обычные учебники или электронные. Содержательно они идентичны, но методически электронный обладает большими возможностями.

К сожалению, пока нормативная база «учебников будущего» еще не сформировалась до конца, есть только санитарные правила и нормы, ограничивающие время использования электронных ресурсов в образовательном процессе.

— В наши школы вновь приходят всероссийские контрольные работы. Что будут проверять в этом году и когда?

— Всероссийские проверочные работы являются частью разрабатываемой в России национальной системы оценки качества образования. Она будет включать в себя мониторинги и проверочные работы. Либо это будет выборочная проверка, либо повсеместная.

Результаты помогают выявить, каков уровень изучения предмета в целом, какие темы «западают». Затем мы выстраиваем систему повышения квалификации учителей.

Также проводим свои региональные исследования качества знаний по математике. Результаты контрольных, проведенных в прошлом году, позволили выявить болевые точки подготовки выпускников 9-х классов. Как следствие, был скорректирован уровень подготовки наших педагогов. Также мы определили школы, которые показывают стабильно низкие результаты. Сейчас разрабатываем комплекс мер, чтобы их поддержать.

В этом году эта работа продолжится. Так, 6 октября будет проведено национальное исследование качества образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Кроме того, продолжим региональные исследования качества образования по математике. В конце года будут проведены всероссийские проверочные работы в 4-м классе по русскому языку, математике, окружающему миру. А также проконтролируем качество читательской грамотности.

— К 2025 году все школы области должны перейти на односменный режим работы. Как будет решаться эта непростая задача?

— До 2021 года нам предстоит ликвидировать двухсменку в начальном звене, а до 2025-го — во всей школе.

Сейчас во вторую смену обучаются примерно 9,6 процента школьников области. В две смены работают 42 школы. Этот уровень почти в два раза ниже среднероссийского, но тем не менее проблема существует. В областном центре примерно в половине школ есть двухсменное обучение, есть такие школы в Малоярославце, Людинове, Дзержинском и Боровском районах.

В этом году мы перевели одну школу — в Малоярославце — на обучение в первую смену. Следующая на очереди школа в Товаркове, которую планируем перевести до конца года.

Эту проблему не решить без строительства новых школьных зданий. Для того чтобы ликвидировать двухсменный режим работы хотя бы в начальной школе, в течение пяти лет надо дополнительно построить десять новых школ.

Недавно в Калуге на Правобережье уже произошла закладка одной школы, а всего там запланировано строительство двух учебных учреждений. Кроме того, очень загружены районы Кубяка и Байконур, Тайфун и Черемушки.

К сожалению, несмотря на наши неоднократные требования строительства параллельно с жилыми зданиями детских садов и школ, которые заложены в проекты, застройщики не спешат с этим и начинают возведение социальных объектов в самую последнюю очередь.

Также будем строить школы в Обнинске, Малоярославце, Балабанове. Есть устаревшие школы, требующие уже не ремонта, а новой постройки, — в Кондрове, Бабынине. В планах также строительство новой школы в селе Тарутине, где учебное учреждение существует в приспособленном помещении.

До 2025 года нужно будет создать дополнительно около восьми тысяч мест для обучающихся. Планируем решать эту задачу совместно с федеральным центром.

— А какие новые проекты министерство реализует на региональном уровне?

— Сейчас в рамках электронного образования мы активно развиваем предоставление услуг, связанных с образованием в электронном виде. В следующем году должен завершиться наш масштабный проект совместно с Ростелекомом по переводу региональных школ и детских садов на широкополосный интернет.

Накануне учебного года прошла презентация нескольких новых проектов. Речь идет об электронной карте школьника, которая включала бы в себя информацию о доступе в школу, посещаемости, оплате питания через эту карту. Эта система будет проходить апробацию на базе нескольких школ Калуги и в Малоярославецком районе.

В области открылся портал дополнительного образования, где объединена вся информация по услугам кружков, секций.

Есть планы по внедрению в школах программ, связанных с активизацией обучения детей чтению. Традиционные формы, к сожалению, не срабатывают. Пока не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что это связано с созданием благоприятной среды для чтения, в том числе через использование электронных средств.