Ловцы человеков в мутной воде

Эта история началась с письма, пришедшего в редакцию. Жительница Дзержинского района просила помощи в получении денег, которые она выиграла по акции, а злая сотрудница Сбербанка отказывалась ей их отдавать. 

По словам жертвы, ей должны были отдать 1 700 000 от директора маркетинговых акций некоего московского центра с французской фамилией известного литературного персонажа. «Я ему выслала 36 заказов. Вот он и прислал мне эти деньги и по телефону сказал: «Вы, Нина Андреевна, одна из миллиона выполнили все мои заказы в полном объеме и своевременно, без задержки, и я вам за это высылаю 1 700 000 рублей».

Кондровчанка была уверена, что, придя в местное отделение банка, она получит честно заработанное богатство. Когда же этого не произошло, она решила написать в газету.

Ничего история не напоминает? Честно говоря, от всего письма веет ветрами 90-х, когда на фоне кризиса, как грибы после дождя, вырастали фирмы-пирамиды и пышным цветом распускался почтовый лохотрон. В сети благодетелей попадали сотни россиян, по советской доверчивости отправлявшие некие суммы денег добрым тетям и дядям, обещавшим взамен одну и очень большую золотую гору. 

Из этой же оперы и та ария, которую распевает мсье «француз» своим нынешним клиентам. Надо сказать, время выбрано подходящее — очередной кризис, клиенты — тоже: 70 — 80-летние пенсионеры, живущие вдали от интернета и сетевых форумов, на которых этот персонаж описывается во всех красках. 

Итак, кто же обещал горы нашей землячке-пенсионерке? Компания, якобы заботящаяся о здоровье россиян, и «француз», являющийся ее директором по проведению маркетинговых акций. Эта фирма не раз фигурировала на страницах изданий, причем ее устойчивости может позавидовать производитель — упоминания о французской щедрости звучали в 2008, 2009, 2011 годах. И это только в обнаруженных источниках. При том, что сайта самой фирмы в Рунете не существует. 

Примеров формулировки вопросов в «комфортной» фирме в каждом из журналистских материалов приводится немало. Как вам такой: «Ничто не может доставить мне большего удовольствия, чем вручение внушительного денежного приза…», «Мне доставило бы огромное удовольствие встретиться с Вами по такому поводу…», «В благодарность за Ваше доверие я подготовил для Вас удивительный подарок! Я абсолютно уверен, что Вы будете в восторге от моего сюрприза!». 

Заметьте, как правильно с точки зрения психологии выверены обращения. Подчеркивая избранность адресата, заинтересованность в его нуждах и уважение по отношению к конкретному лицу — все то, чего ему не хватает в обычной жизни, организаторы акции прямо-таки играют на человеческих чувствах. А потом следует угроза: «Если откажешься, то миллион достанется другому» — и мышеловка захлопывается.

И только грамотный «победитель» догадывается заглянуть на внутреннюю сторону конверта, где прописаны условия акции. Что она проводится «с целью продвижения товаров по почтовым каталогам», что «клиенты, приглашённые к участию в этой акции, получают почтовые рассылки фирмы» и что «каждый получатель указанных документов объявляется «победителем». А «секретный» номер, скрытый под защитным слоем, «является одинаковым для всех участников».

Разумеется, далеко не каждый купится на этот почтовый развод. Многие, ранее доверчивые, наученные горьким опытом, не откликнутся на обещания незнакомцев. 

Можно ли наказать этих благодетелей? Практически нет. К примеру, есть статья 1055 ГК РФ, гласящая: «Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие». Только вот публично никто участнику акции ничего не объявляет. Все строго конфиденциально и индивидуально. 

Нет в российском законодательстве и статьи, отстаивающей права жертв почтовой рассылки. Все поздравительные письма, адресованные жертвам, напечатаны крупным шрифтом, а сноска о том, что клиент не единственный претендент на денежный выигрыш, набрана мелко, трудноразличимо. Чаще всего присланные призывы составлены так грамотно, что заявленная в конкурсе сумма — в данном случае 1 700 000 рублей — и имя победителя стоят по соседству, но не пересекаются. То есть то, что приз должен принадлежать именно вам, нигде не сказано. 

Итак, понятно, что единственный шанс пенсионеров — внимательное прочтение документов и отказ от многочисленных заказов. Продолжить покупки в такой фирме вы можете, только если товары вам по душе. А вот рассчитывать на сверхприбыль точно не стоит. 

Кстати, в США почтовое мошенничество считается одним из наиболее распространенных преступлений, занимая третье место после краж личных данных, организации незаконных интернет-аукционов и веб-лотерей.

Для тех, кто не желает попадаться на удочку любителям чужих денег, всеведущие интернет-пользователи выяснили пять признаков, по которым можно понять, что вас втягивают в лохотрон. 

1. Вам сообщают о крупном выигрыше, но при этом настойчиво навязывают товар.

2. Предлагаемый товар можно купить в любом магазине, но за меньшие деньги.

3. В газетном объявлении вместо адреса фирмы указывается только номер почтового ящика.

4. Часть текста письма набрана мелким шрифтом и почти сливается с цветом бумаги.

5. Делается акцент на то, что фирма иностранная и очень известная, но лично вам ее название ни о чем не говорит.

И еще одно пожелание: будьте внимательны — ваш «сыр» может лежать в «мышеловке». Посоветуйтесь с родными, покажите им письмо с «призом». Глядишь, разум и восторжествует.