О живой музыке

Этот номер нашей газеты выходит следом за 1 сентября, Днем знаний. Что такое знания, что такое культура?

Нужны ли они личности и обществу? Об этом наша беседа с композитором, преподавателем калужской ДШИ №2 Сергеем ДУСЕНКОМ. 

— На открытии выставки работ Николая Рериха в художественном музее вы исполняли собственные сочинения. Вас вдохновляли тексты или картины?

— Это был очередной заказ литературно-поэтического театра. Тема Гималаев мне понятна, потому что увидел величественные горы в Швейцарии, куда десять раз ездил с хором Валерия Славинского. В теме показал путь от темного ущелья до сияющей вершины, который многократно повторяется, развивается (композитор напел пьесу. — Авт.).

— Как вы попали в музыку?

— В общеобразовательной школе я очень любил уроки пения, узнал от учительницы, что есть специальные школы, где учат музыке. Я упросил родителей отдать меня в музыкальную школу, выдержал большой конкурс на фортепианное отделение. Любил слушать классику по радио, а в эстрадных произведениях видел много недоработок. 

Раздражало надоедливое повторение в песне про «сбежавшую электричку». Я бы сделал по-другому! Особую тягу к сочинению почувствовал после просмотра фильма «Безымянная звезда» с музыкой Эдисона Денисова. 

— Из чего состоит музыка?

— Музыка — те же слова, только в другой форме. Кант сказал: «Музыка — это запах, от которого нельзя отвлечься». Для меня музыка — смысл, информация. Но высказать его зачастую нельзя. Согласно восточной мудрости это «шибуми», неуловимое свойство, присущее каждой вещи. 

— Почему в некоторых странах в торговых центрах включают популярную классическую музыку — Моцарта, Шуберта, Чайковского? Тамошних жителей она расслабляет, вводит в состояние эйфории, подвигает к покупкам. У нас не так. Почему?

— Ощущение музыкальной «грязи» возникает от эклектики, беспорядочного смешения, отсутствия гармонии. Те, кто исполняет такое и сознательно потребляет, — искалеченные души. Может быть, для кого-то это форма протеста против своей неудачной жизни, невозможности самовыражения — месть. 

Была такая песенка в моей студенческой жизни в Гнесинке: «Панк теперь в валютном банке чьим-то заместителем. Засыпает он с газетой у экрана вечером. Он виски уже не бреет. Так и брить-то нечего!». Это один эксцентричный альтист сочинил.

— Большой конкурс был при поступлении в Гнесинку?

— Двадцать человек на место на композиторское отделение, а мест всего два. Мы приезжали на консультации. Ведущие педагоги, например, Николай Пико, давали задания и загодя отсеивали недостаточно способных. 

— Есть странная в отношении педагогики поговорка: «Можно привести лошадь к водоему, но нельзя заставить ее пить». Вы, учитель музыкальной школы, находитесь в выигрышном положении — это образование выбрали дети или хотя бы их родители. Но вообще образование стало сферой обслуживания, где учитель — что-то вроде официанта. И грызть гранит науки считается излишним. 

— К нам, конечно, не берут детей без слуха, ритмических способностей. У меня двадцать учеников по классу композиции, но только двое или трое из них могут участвовать в конкурсах. Например, на биеннале, детском конкурсе, посвященном Цветаевой, взяла первое место Екатерина Медведева. В этом году выпустились двое способных учеников, один из них, Артем Мартиросов, уехал с семьей в Москву, будет учиться в знаменитой математической школе при МГУ. 

— Как связаны музыка и математика?

— И то, и другое — формулы. Математика строится из цифр, тоническая музыка — из семи нот. Переведите в ноты номер телефона — и получится мелодия. У венских классиков музыка драматургична, в них мелодии — как персонажи с развивающимися характерами. 

— Можно ли понимать музыку однозначно?

— Не стоит так делать. Все зависит от состояния, опыта конкретного человека, даже если это «Судьба стучится в дверь» в начале Пятой симфонии Бетховена. Именно поэтому композитор называл части произведений просто традиционными итальянскими музыкальными терминами. 

— Как вы обучаете детей музыке?

— Важен эмоциональный контакт. Предположим, на первое занятие приводят напуганную девочку, она садится за инструмент. Показываю ей самую простую фразу из пяти нот — сначала с ноты до, потом — с ре и так далее. Я аккомпанирую, увеличивая динамику. И когда она доходит до конца, девочку едва ли не бьет от эмоционального возбуждения.

Моя программа курса композиции победила на Всероссийском министерском конкурсе, была опубликована в «Альманахе Министерства культуры». Мы пытаемся учить строить гармонию учащимся с самой разной базой знаний. 

Иногда это становится судьбой, как, к примеру, у одного из наших учеников, Алексея Степанова. Он — студент консерватории, участвовал в конкурсе на написание музыки к сериалу «Мастер и Маргарита». 

Один человек сказал, что было бы без музыки: «Это когда приходишь после работы и хочется напиться». И полный «комфорт» наступает. 

…Как говорил Пушкин, «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает», дорогие читатели. Поздравляем вас с началом нового концертного сезона! Вас ждут Калужский дом музыки, Концертный зал, Дом мастеров, музыкальные вечера в художественном музее. А может быть, вы сами учитесь в музыкальной школе? Стряхните пыль с инструмента!