Комсомольская роща и святой Лаврентий

«Чтобы стоять, надо держаться корней». Под этим кредо Бориса Гребенщикова подписались многочисленные гости выставки, посвященной истории Лаврентьева монастыря, развернутой в доме Батенькова. 

Так же как цари, императоры древности норовили возвести свой род к какому-нибудь из божеств, бояре Хитрово возвели его к юродивому Лаврентию.

Синодик (помянник) представлен на выставке, а ранее находился в перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Подвигом праведника было юродство. Эти люди довели до предела добродетели нестяжания (не имели даже теплой одежды), смирения (изъяснялись подчеркнуто просто, отвергая ум), бытовые удобства, гигиену. 

Широкой публике этот тип стал знаком по фильму Павла Лунгина «Остров», где юродивого блестяще сыграл Петр Мамонов. Юродивые обладали даром прозорливости и чудотворства. 

Главное чудо святого Лаврентия связано с Симеоном, сыном Ивана III Калиты. «В 1512 году напали на город агаряне (крымские татары); против них вышел князь Симеон с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонять его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь бился с насада (плоскодонного судна) на Оке, внезапно оказался с ним, укрепляя князя и все войско словами: «Не бойтесь!» Князь победил нападавших, а Лаврентий явился в доме князя и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов».

На старинной иконе святого Лаврентия, представленной в экспозиции (подлинник хранится в Калужском музее изобразительных искусств), он изображен с топором, босой, в рубахе и овчинном кожухе — в таком одеянии он ходил зимой и летом. 

В полуверсте (около 900 м) от города его времени, на вершине лесистой горы, стоял деревянный храм Рождества Христова. Вблизи храма Лаврентий соорудил себе хижину, молиться выходил лишь ночью на паперть храма, а для слушания богослужения прокопал в земле ход к церкви. Утаивая молитвы от людей, блаженный избегал соблазна гордыни.

Через три года после битвы юродивый умер и был погребен под левым клиросом храма. Военные укрепления, сыграв славную роль в защите Калуги от крымских татар, стали основой монастырского комплекса. 

Экскурс в историю обители начал представитель епархии, кандидат богословия отец Сергий (Третьяков). Затем замминистра культуры области Виталий Бессонов рассказал о некоторых жемчужинах экспозиции. Историк живо, с неподдельным чувством поведал о том, что Екатерина II на представленном портрете изображена в подлинном кокошнике калужской купчихи. 

Руководитель дома Батенькова Екатерина Бабичева провела подробную экскурсию по экспозиции. Целью же ее, а также состоявшегося 22 августа многотысячного хода является побуждение граждан к восстановлению монастыря. Зачем это делать, когда страна обременена засухой, саранчой, градом, санкциями и т.д.? 

Лаврентьев монастырь — тот «камешек», на котором все повороты истории оставили свои «зарубки». Посещал обитель Иван Грозный, в ней скрывался Лжедмитрий II, под ее стенами бились с поляками войска Дмитрия Пожарского, по пути в Тавриду ее посетила Екатерина II. 

В некрополе монастыря нашли покой герои 1812 года К.Ф. Багговут, А.М. Всеволожсий, Н.П. Лебедев… Близ них — могилы трех архитекторов Калуги — П. Никитина, И. Ясныгина, Н. Соколова. 

В 1918 году весь камень был разобран, употреблен для строительства жилых домов. Где-то в фундаменте лежит надгробие, на котором написано: «Под сим камнем лежит тело генерал-лейтенанта Багговута, убитого в сражении под Тарутином октября 6 числа 1812 года, воина предприимчивого, смелого, неустрашимого, начальника кроткого, мужа скромного, добродетельного». 

В начале XVIII века игумен Карион привечал в монастыре беглых старообрядцев. В 1776 году митрополит Платон, чьей резиденцией стал монастырь, открыл в нем семинарию. Сто двадцать юношей обучались латинскому языку, стихосложению, нотному пению, а на каникулах под личным руководством митрополита Платона разбили сад. Отдельные яблони еще уцелели. 

Сосновая роща, окружавшая монастырь, также сохранилась. В 1923 году молодежь Калуги расчистила дорожки, убрала бурелом, посадила молодые сосны, и с тех пор любимое место отдыха стало называться Комсомольской рощей. 

В XIX же веке, гостя у архиерея, под соснами прогуливались Гавриил Державин, Николай Гоголь, Сергей Аксаков, Алексей Толстой, декабристы и Шамиль. Архиерейское хозяйство было обширным: на реке Яченке под монастырем работали бумажная фабрика и мельница, около 250 государственных крепостных крестьян обслуживали хозяйство. 

В 1918 году в зданиях монастыря разместились школа, детский сад, ясли, библиотека, общежитие. В 1988 году там находилась реставрационная мастерская. Сейчас значительную часть монастыря занимают одноэтажные домики — времянки, в которых ютятся безо всяких удобств сотни наших сограждан, поддерживая свое существование овощами с огородов. Несомненно, возрождение монастыря невозможно без обустройства жизни этих людей по евангельскому слову. 

В двадцати метрах от восточной стены монастыря находился пруд, питаемый родником. Родник ныне заключен в бетонное кольцо, водой пользуются калужане. Историческое место монастыря с парком, прудом и стоянками, является комплексным природно-историческим памятником.

Сейчас каменный Рождественский храм — в лесах восстановления, на нем много нужно понести трудов, чтобы обустроить этот уголок России!

Калужане, помогите себе обрести и частицу истории, и место отдыха! На выставке, которая будет работать до конца сентября, вы найдете вдохновляющие на это мотивы.