Торжество преображения

Девятнадцатого августа калужскому храму Преображения Господня, «Спасу за верхом», исполняется 315 лет.

Эта старинная прекрасная церковь встречает калужан и гостей на самом въезде в Калугу. Замершая на Смоленском спуске, она сразу напоминает о славе «города сорока церквей» и о том, что Калуга, несмотря на современный экономический рост и бушующее градостроительство, остается православной. 

О непростой судьбе одного из старейших храмов Калуги и тех, кому довелось в нем служить, мы беседуем с его настоятелем иеромонахом Дорофеем (Соколовым). 

— Отец Дорофей, известно ли, каким был первый храм?

— Он был деревянным, впрочем, как и вся Калуга, и находился в кремле города. Когда случился пожар, то все было уничтожено огнём. Тогда, застраивая новую Калугу, было решено возвести храм в честь Преображения Господня ближе к Оке, на Смоленском тракте, и в 1700 году храм был освящен. Новый храм стал крепким, основанным на камне, как пишется в Евангелии, с мощными стенами, чтобы стоял до скончания века. Эти огромные каменные валуны, заложенные в фундамент храма, можно видеть и сегодня с правой стороны главного алтаря. 

— 13 ноября 1899 года при храме была открыта приходская школа в Анненках. Как продолжалась просветительская деятельность на протяжении истории храма и насколько она актуальна для вас сейчас?

— Известно, что на месте сгоревшей в 2010 году воскресной школы было здание церковно-приходской школы храма, в 1914 году оно было освящено. Построен был дом на деньги мецената — своими силами приход этого сделать не мог. В школе работал учитель Закона Божьего, здесь же жил священник. Поэтому в церковно-приходской школе занимались дети. В то время это было актуально — основное образование население получало при церкви. А до строительства собственной школы при храме действительно таковая существовала в Анненках. 

И сейчас просвещение необходимо. Многие люди веруют в душе, но если задать им элементарные вопросы о вере, то отвечают: «Знаете, мы только начинаем…». Хочется, чтобы и взрослые люди, а не только дети больше стремились знать основополагающие истины о Боге, изучали катехизис. Он должен быть у каждого человека как настольная книга, чтобы знать элементарные вещи: что такое Церковь, как создан мир, кто такой Иисус Христос. 

— Что происходило с храмом в годы советской власти?

— Об этом известно мало. До 1932 года богослужения в нем все еще совершались, а потом пришло время, и изъяли все церковное имущество и утварь. С той ужасной поры гонений на Церковь и веру православную все-таки сохранились Голгофа с предстоящими конца XIX века и часть навершия иконостаса с иконкой апостолов Петра и Павла. 

Когда я совершал каждение во время богослужений, то всегда присматривался к непонятным отверстиям в образе Христа на Голгофе. Вначале думал, что это следы времени, как это бывает на некоторых иконах. Но отверстия были сквозными — и тут я понял, что это следы от пуль. Кто-то дерзнул и расстреливал лик Христа. 

В советское время в здании церкви располагались склады на двух ярусах. По воспоминаниям старожила Михаила Алексеевича Рыжечкина, — до закрытия храма он был в нем пономарем,- сюда свозили зерно. Но зернохранилище просуществовало до немецкой оккупации, что происходило с храмом в последующие годы, неизвестно. Никаких реставрационных работ здесь не велось. 

— Расскажите немного о протоиерее Георгии Васильевиче Соколове, последнем настоятеле храма советского периода. Удалось ли благоустроить его могилу на Пятницком кладбище?

— Знаете, несколько раз мы пытались собрать средства на благоустройство захоронения и сегодня живём надеждой, что в дальнейшем получится это совершить. Нам очень помогли сотрудники Пятницкого кладбища — позволили расширить место захоронения. Все сводится к финансированию проекта: в прошлом году мы хотели сделать мемориальный комплекс, достойный чести священника и его супруги, пока не получается.

Георгий Васильевич — один из последних настоятелей храма перед его закрытием. Как и все люди, они с матушкой работали, служили Богу, но пришло время, и на него завели уголовное дело. Якобы он вел антигосударственную деятельность. Приговорили к трем годам, сослали. Через некоторое время — опять ссылка. Сохранилось несколько его фотографий. О судьбе матушки Зинаиды ничего не известно, но захоронены они вместе, думаю, что она все сопереживала вместе с ним, несла тяжелый крест. 

Когда протоиерей Георгий вернулся в Калугу, то стал работать в Георгиевском храме Калуги псаломщиком, в Николо-Козинском. И слава Богу, что он смог так продолжить служение Богу, ведь работу в то время найти было непросто. Если нет прописки — ты никто, дети ссыльных лишались прав, все это влияло на их образование и на продуктовые пайки. Мы пытались найти родственников отца-настоятеля, но не получилось. 

— Какие сейчас службы совершаются в «Спасе за верхом»?

— Все. Возрождение началось в 90-е годы, когда храм передали епархии. Владыка Климент сразу определил храм подворьем Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Наместником монастыря тогда был отец Гавриил (Москаленко), он начал активно восстанавливать калужский храм. По его воспоминаниям, когда зашли в храм, то обнаружили внутри деревянные стеллажи, какие-то бумаги, документы и прочую рухлядь. Из церковной утвари уцелели только две реликвии. 

Есть еще фрески в алтаре, которые прекрасно сохранились, но все равно требовали реставрации. У них необычное письмо: когда владыка Климент освящал храм в 2013 году, он благословил расписывать храм в том же стиле. 

Первые службы проводил тогда еще игумен Гавриил в левом Нильском приделе. Главный придел был закрыт, и, кроме того, там не было подключено отопление. Игумен Гавриил привез икону с частицей мощей святого преподобного Нила Столобенского. Потом потихонечку построили правый Никольский придел, чтобы можно было совершать богослужения и в нём. А главный, Преображенский, был восстановлен уже при игумене Савве (Борисенкове) не так давно. 

Сегодня у нас проходит не менее трёх богослужений в неделю. Совершаются вечерние и утренние богослужения, молебны, панихиды, всенощные бдения, Божественные литургии. Постами совершается чин полунощницы. Молимся, чтобы было больше братии, тогда и службы будут чаще совершаться.

— В храм приходит много людей?

— При отце Савве было много. Он сумел собрать вокруг себя большой приход. Большинство из них — люди пожилые, одного возраста с ним. Отец Савва был человеком светлым, простым словом мог поддержать. Помолится — и помощь приходит. Поэтому люди охотно приходили к нему на исповедь и советовались. Исповедовалось у него и большинство духовенства Калуги. Последний раз он причащался в алтаре на Рождество Христово в 2013 году. Когда он уже не смог исповедовать из-за болезни, наиболее близкая к отцу Савве паства стала ходить в храмы ближе к своему месту проживания. 

К нам добраться не так легко — надо под горку спускаться от шестого магазина, где ходит транспорт, особенно когда есть корочка от мороза на асфальте, рискнет не каждый пожилой человек. Другой транспорт тут не ходит, как и пешеходы. Здесь тихий уголок в городе. Добираются самые верные храму прихожане и те, у кого есть возможность приехать на автомобиле.

— Как вы будете отмечать юбилей?

— В планах было много идей, как совершить празднество на городском уровне, чтобы калужане тоже порадовались такому событию, как наше 315-летие. Этот величественный храм, наверное, каждый видел хоть раз, если не наяву, то где-нибудь в календаре или на открытке или плакате. Сегодня очевиден тот факт, что год назад люди охотнее заказывали больше поминовений, нежели сейчас. И даже тогда у меня как настоятеля храма стояла острая проблема подготовить храм к Великому освящению. 

Я помню, как в 2013 году мне пришлось просить руководителей частных предприятий и предпринимателей города Калуги помочь храму — нужно было закончить реставрацию входных дверей 1914 года, побелить храм изнутри. Сейчас, в конце лета 2015-го, такую острую необходимость в финансировании чувствуют практически все. Поэтому мы принимаем ситуацию из рук Божиих. 

В эти дни все православные вступили в Успенский пост. 18 августа в храме будет отслужено всенощное бдение с литией, а 19 августа, на престольный праздник Преображения Господня, будет совершена Божественная литургия. После нее традиционно освящаются виноград и плоды. Всех, кто любит храм и хочет побывать здесь в эти праздничные дни, приглашаем помолиться, стать причастником Божественной благодати и традиционно принять участие в чине освящения плодов. Для всех желающих после богослужения будет организована трапеза. Начало всенощного бдения — 18 августа в 17.00, Божественной литургии — 19 августа в 9 утра. 

— В чем, как вам кажется, уникальность «Спаса за верхом»? 

— Когда я еще учился в семинарии, то, въезжая в Калугу, всегда видел церковь Преображения Господня и каждый раз думал: «Какой же храм интересный!» Но он всегда был закрыт. Я не мог понять: находится в городе, а закрыт все время. Мне всегда хотелось в него зайти. А потом Господь меня завел — взял да и поставил настоятелем. 

Изнутри я понял, почему он все время закрыт — за весь день зайдут два-три человека, а так только прихожане собираются на богослужения. Место такое особенное: тихое, покойное для молитвы. Когда смотришь на него с въезда — мощный, большой храм старинного зодчества. В кругу новостроек он будто соединяет прошлое и настоящее Калуги. 

Я хотел бы поздравить всех читателей газеты «Знамя» с праздником Преображения Господня и пожелать каждому собственного преображения души. Чтобы лучшее в нас воссияло, а плохое исчезло. Такое возможно только по милости и силе Божией. Каждый поступает по-разному, и мы порой судим — один поступил хорошо, другой плохо. А Господь всех нас призывает преобразиться самих. Через участие в церковных таинствах, через приобщение к источнику Божией любви мы изменяемся сами и видим, как изменяется мир вокруг нас. 

Девятнадцатого августа калужскому храму Преображения Господня, «Спасу за верхом», исполняется 315 лет. Эта старинная прекрасная церковь встречает калужан и гостей на самом въезде в Калугу. Замершая на Смоленском спуске, она сразу напоминает о славе «города сорока церквей» и о том, что Калуга, несмотря на современный экономический рост и бушующее градостроительство, остается православной. 

О непростой судьбе одного из старейших храмов Калуги и тех, кому довелось в нем служить, мы беседуем с его настоятелем иеромонахом Дорофеем (Соколовым). 

— Отец Дорофей, известно ли, каким был первый храм?

— Он был деревянным, впрочем, как и вся Калуга, и находился в кремле города. Когда случился пожар, то все было уничтожено огнём. Тогда, застраивая новую Калугу, было решено возвести храм в честь Преображения Господня ближе к Оке, на Смоленском тракте, и в 1700 году храм был освящен. Новый храм стал крепким, основанным на камне, как пишется в Евангелии, с мощными стенами, чтобы стоял до скончания века. Эти огромные каменные валуны, заложенные в фундамент храма, можно видеть и сегодня с правой стороны главного алтаря. 

— 13 ноября 1899 года при храме была открыта приходская школа в Анненках. Как продолжалась просветительская деятельность на протяжении истории храма и насколько она актуальна для вас сейчас?

— Известно, что на месте сгоревшей в 2010 году воскресной школы было здание церковно-приходской школы храма, в 1914 году оно было освящено. Построен был дом на деньги мецената — своими силами приход этого сделать не мог. В школе работал учитель Закона Божьего, здесь же жил священник. Поэтому в церковно-приходской школе занимались дети. В то время это было актуально — основное образование население получало при церкви. А до строительства собственной школы при храме действительно таковая существовала в Анненках. 

И сейчас просвещение необходимо. Многие люди веруют в душе, но если задать им элементарные вопросы о вере, то отвечают: «Знаете, мы только начинаем…». Хочется, чтобы и взрослые люди, а не только дети больше стремились знать основополагающие истины о Боге, изучали катехизис. Он должен быть у каждого человека как настольная книга, чтобы знать элементарные вещи: что такое Церковь, как создан мир, кто такой Иисус Христос. 

— Что происходило с храмом в годы советской власти?

— Об этом известно мало. До 1932 года богослужения в нем все еще совершались, а потом пришло время, и изъяли все церковное имущество и утварь. С той ужасной поры гонений на Церковь и веру православную все-таки сохранились Голгофа с предстоящими конца XIX века и часть навершия иконостаса с иконкой апостолов Петра и Павла. 

Когда я совершал каждение во время богослужений, то всегда присматривался к непонятным отверстиям в образе Христа на Голгофе. Вначале думал, что это следы времени, как это бывает на некоторых иконах. Но отверстия были сквозными — и тут я понял, что это следы от пуль. Кто-то дерзнул и расстреливал лик Христа. 

В советское время в здании церкви располагались склады на двух ярусах. По воспоминаниям старожила Михаила Алексеевича Рыжечкина, — до закрытия храма он был в нем пономарем,- сюда свозили зерно. Но зернохранилище просуществовало до немецкой оккупации, что происходило с храмом в последующие годы, неизвестно. Никаких реставрационных работ здесь не велось. 

— Расскажите немного о протоиерее Георгии Васильевиче Соколове, последнем настоятеле храма советского периода. Удалось ли благоустроить его могилу на Пятницком кладбище?

— Знаете, несколько раз мы пытались собрать средства на благоустройство захоронения и сегодня живём надеждой, что в дальнейшем получится это совершить. Нам очень помогли сотрудники Пятницкого кладбища — позволили расширить место захоронения. Все сводится к финансированию проекта: в прошлом году мы хотели сделать мемориальный комплекс, достойный чести священника и его супруги, пока не получается.

Георгий Васильевич — один из последних настоятелей храма перед его закрытием. Как и все люди, они с матушкой работали, служили Богу, но пришло время, и на него завели уголовное дело. Якобы он вел антигосударственную деятельность. Приговорили к трем годам, сослали. Через некоторое время — опять ссылка. Сохранилось несколько его фотографий. О судьбе матушки Зинаиды ничего не известно, но захоронены они вместе, думаю, что она все сопереживала вместе с ним, несла тяжелый крест. 

Когда протоиерей Георгий вернулся в Калугу, то стал работать в Георгиевском храме Калуги псаломщиком, в Николо-Козинском. И слава Богу, что он смог так продолжить служение Богу, ведь работу в то время найти было непросто. Если нет прописки — ты никто, дети ссыльных лишались прав, все это влияло на их образование и на продуктовые пайки. Мы пытались найти родственников отца-настоятеля, но не получилось. 

— Какие сейчас службы совершаются в «Спасе за верхом»?

— Все. Возрождение началось в 90-е годы, когда храм передали епархии. Владыка Климент сразу определил храм подворьем Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Наместником монастыря тогда был отец Гавриил (Москаленко), он начал активно восстанавливать калужский храм. По его воспоминаниям, когда зашли в храм, то обнаружили внутри деревянные стеллажи, какие-то бумаги, документы и прочую рухлядь. Из церковной утвари уцелели только две реликвии. 

Есть еще фрески в алтаре, которые прекрасно сохранились, но все равно требовали реставрации. У них необычное письмо: когда владыка Климент освящал храм в 2013 году, он благословил расписывать храм в том же стиле. 

Первые службы проводил тогда еще игумен Гавриил в левом Нильском приделе. Главный придел был закрыт, и, кроме того, там не было подключено отопление. Игумен Гавриил привез икону с частицей мощей святого преподобного Нила Столобенского. Потом потихонечку построили правый Никольский придел, чтобы можно было совершать богослужения и в нём. А главный, Преображенский, был восстановлен уже при игумене Савве (Борисенкове) не так давно. 

Сегодня у нас проходит не менее трёх богослужений в неделю. Совершаются вечерние и утренние богослужения, молебны, панихиды, всенощные бдения, Божественные литургии. Постами совершается чин полунощницы. Молимся, чтобы было больше братии, тогда и службы будут чаще совершаться.

— В храм приходит много людей?

— При отце Савве было много. Он сумел собрать вокруг себя большой приход. Большинство из них — люди пожилые, одного возраста с ним. Отец Савва был человеком светлым, простым словом мог поддержать. Помолится — и помощь приходит. Поэтому люди охотно приходили к нему на исповедь и советовались. Исповедовалось у него и большинство духовенства Калуги. Последний раз он причащался в алтаре на Рождество Христово в 2013 году. Когда он уже не смог исповедовать из-за болезни, наиболее близкая к отцу Савве паства стала ходить в храмы ближе к своему месту проживания. 

К нам добраться не так легко — надо под горку спускаться от шестого магазина, где ходит транспорт, особенно когда есть корочка от мороза на асфальте, рискнет не каждый пожилой человек. Другой транспорт тут не ходит, как и пешеходы. Здесь тихий уголок в городе. Добираются самые верные храму прихожане и те, у кого есть возможность приехать на автомобиле.

— Как вы будете отмечать юбилей?

— В планах было много идей, как совершить празднество на городском уровне, чтобы калужане тоже порадовались такому событию, как наше 315-летие. Этот величественный храм, наверное, каждый видел хоть раз, если не наяву, то где-нибудь в календаре или на открытке или плакате. Сегодня очевиден тот факт, что год назад люди охотнее заказывали больше поминовений, нежели сейчас. И даже тогда у меня как настоятеля храма стояла острая проблема подготовить храм к Великому освящению. 

Я помню, как в 2013 году мне пришлось просить руководителей частных предприятий и предпринимателей города Калуги помочь храму — нужно было закончить реставрацию входных дверей 1914 года, побелить храм изнутри. Сейчас, в конце лета 2015-го, такую острую необходимость в финансировании чувствуют практически все. Поэтому мы принимаем ситуацию из рук Божиих. 

В эти дни все православные вступили в Успенский пост. 18 августа в храме будет отслужено всенощное бдение с литией, а 19 августа, на престольный праздник Преображения Господня, будет совершена Божественная литургия. После нее традиционно освящаются виноград и плоды. Всех, кто любит храм и хочет побывать здесь в эти праздничные дни, приглашаем помолиться, стать причастником Божественной благодати и традиционно принять участие в чине освящения плодов. Для всех желающих после богослужения будет организована трапеза. Начало всенощного бдения — 18 августа в 17.00, Божественной литургии — 19 августа в 9 утра. 

— В чем, как вам кажется, уникальность «Спаса за верхом»? 

— Когда я еще учился в семинарии, то, въезжая в Калугу, всегда видел церковь Преображения Господня и каждый раз думал: «Какой же храм интересный!» Но он всегда был закрыт. Я не мог понять: находится в городе, а закрыт все время. Мне всегда хотелось в него зайти. А потом Господь меня завел — взял да и поставил настоятелем. 

Изнутри я понял, почему он все время закрыт — за весь день зайдут два-три человека, а так только прихожане собираются на богослужения. Место такое особенное: тихое, покойное для молитвы. Когда смотришь на него с въезда — мощный, большой храм старинного зодчества. В кругу новостроек он будто соединяет прошлое и настоящее Калуги. 

Я хотел бы поздравить всех читателей газеты «Знамя» с праздником Преображения Господня и пожелать каждому собственного преображения души. Чтобы лучшее в нас воссияло, а плохое исчезло. Такое возможно только по милости и силе Божией. Каждый поступает по-разному, и мы порой судим — один поступил хорошо, другой плохо. А Господь всех нас призывает преобразиться самих. Через участие в церковных таинствах, через приобщение к источнику Божией любви мы изменяемся сами и видим, как изменяется мир вокруг нас. 

Святыни храма

Голгофа с предстоящими конца XIX века с пулевыми отверстиями в образе распятого Христа, навершие иконостаса начала XIX века с иконкой святых апостолов Петра и Павла. Иконы с частицами мощей святителя Луки Крымского и Нектария Эгинского, преподобного Иова Почаевского, иконы Божией Матери Всецарица и Тихвинская. 

Престольные и наиболее значимые праздники храма

14 мая — Преподобного Пафнутия Боровского чудотворца (1477 г.); 22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.); 9 июня — обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1677 г.); 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (престольный праздник); 19 декабря — святителя Николая Чудотворца (около 335 г.); 20 декабря — преподобного Нила Столобенского (1554 г.).

В храме действует православная библиотека, желающие могут записаться, а также поделиться своей православной литературой. Перед таинством Крещения обязательно проводятся беседы. Исповедь происходит во время и после вечерних богослужений, а также перед началом часов перед божественной литургией. 

Адрес: г. Калуга, улица Смоленская, 8. Телефон (4842) 742-772, сайт: www.spas-za-verhom.ru.