Дети и море: вдали от мам

В нашем регионе существует программа, которая позволяет организовать отдых на побережье Черного и Азовского морей более 1500 детей Калуги и Калужской области.

Мы поговорили с методистом ГАУ КО «Центр организации детского и молодёжного отдыха «Развитие» и организатором профильной смены «Цитрус» Лилией ГАЛИЕВОЙ как раз о подобной смене в санатории «Зорька» (Туапсинский район, пос. Небуг).

Каждый год ГАУ КО «Центр «Развитие» проводит профильную смену по развитию навыков коммуникативных компетенций для детей и подростков Калуги и Калужской области «Цитрус». Обычно смена проводилась на базе загородного оздоровительного лагеря «Галактика» в Жуковском районе Калужской области, но в этом году мы решили уехать на море.

По возрасту дети были от 9 до 15 лет. Наша смена предполагает определенную программу с рядом мероприятий. Но в санаторно-оздоровительном лагере «Зорька», куда мы отправились, есть еще и морские купания, и оздоровительные процедуры. Пришлось немного перестраивать программу, чтобы все это совместить. Смена творческая, подразумевающая множество ярких моментов, событий, чтобы каждый ребенок смог найти то направление, где он бы раскрыл свой потенциал: есть творческие вечера, где много поют, танцуют, делают КВН, говорят о поэзии и прозе, разбирают произведения о любви. Есть и видеофестиваль, когда сами участники смены продумывают сценарий, сами снимают, сами монтируют и создают видеоклипы. 

Конечно, очень хорошо, что кроме морского воздуха, купаний, в лагере есть курс санаторного лечения. По медицинским показаниям ребятам были назначены ЛФК, массаж, фиточай, ОКУФ, соляная комната, «Дарсонваль» и другое. Надо отметить, что этот санаторий — с прекрасным медобслуживанием и внимательным отношением — принадлежит ОАО «Росвертол». Несмотря на кризисное время, этот непрофильный актив компания не сбросила, персонал не распустили, что и дало нам возможность оздоровить наших детей.

Отдых на море в лагере и отдых на море с родителями — это очень большая разница. Если ты приехал на море с мамой и папой — приходишь на пляж, купаешься, резвишься, пока губы не посинеют. В лагере все по-другому. В море ограждение — десять метров от берега. У каждого отряда своя территория. Десять человек построились — по свистку заходят в море. Малыши плавают исключительно на отмели, более взрослые — на относительно глубоких участках, но тоже далеко не сплаваешь. Там можно купаться, но нет свободы. Конечно, дети хотят плыть куда-нибудь далеко, но этого нельзя делать. Мы стараемся объяснять правила техники безопасности.

Всем интересно, как сейчас дети озорничают: сбегают ли на море ночью, мажут ли пастой, связывают ли обувь и вывешивают ее на деревьях… Наверное, я сейчас многих огорчу, но в нашей смене такого не было. Сбежать на море очень проблематично: дежурит ночной воспитатель, мимо которого очень сложно пройти незамеченным, да и спуститься к морю — это надо пройти половину территории лагеря, а потом еще и по лесенке долго вниз… Так что это сомнительное удовольствие. 

Я пресекаю всякие вымазывания друг друга пастой: однажды был случай, когда у ребенка высыпала сильная кожная аллергия на крем для бритья, которым его намазали во сне. После этого я просто боюсь допускать такие игры, поэтому рассказываю эту страшную историю, безусловно, всячески ее приукрашаю. Наш педагогический отряд старается направлять эту активность детей в мирное русло: мотивируем делать друг другу что-то приятное. Например, девчонки рисуют сердечки с пожеланиями доброго утра и вешают на двери комнат мальчишек. 

Смена действительно была интересной, насыщенной. Отличные 70 ребят из Калуги, Козельского и Бабынинского районов. Даже в поезде с ними комфортно. 

Например, замечательно сейчас сделано питание. Прямо из вагона-ресторана приносят готовую еду — горячие и вкусные обеды. Проезд оплачивают родители, и в два конца это стоит 10775 рублей. Это оплата проезда, медсопровождения и сопровождающего. И, конечно, еда. 

В дороге всегда хорошая занятость: играют на гитаре, в настольные игры, рисуют. Конечно, популярное вязание из резиночек не обошло и нас. Если у кого-то нашелся планшетик или ноутбук, можно кино посмотреть, пока зарядки хватит. И читают. Видела в руках детей Ремарка, Достоевского — была приятно удивлена. Книги — обыкновенные, бумажные — снова в моде. Их привозят с собой, читают в поезде, берут на пляж, обсуждают.

Но мне как руководителю смены всегда хочется больше говорить не о детях, а о родителях. Основная наша проблема как родителей в том, что мы совсем не приучаем детей к самостоятельности. Мы их очень сильно любим и готовы за них все делать, решать любой вопрос вместо них, но это приводит к тому, что наши дети, такие хорошие, замечательные, совершенно не могут сами решать свои проблемы. 

Например, на море жарко, +38 градусов. Конечно, при такой погоде надо обязательно надевать головной убор. Общее построение у нас было пять раз в день: перед приемами пищи и мероприятиями. Перед тем как вести их куда-то, я выхожу и говорю — панамки все взяли? И от каждого отряда отделяются пять-восемь человек, которые идут обратно в корпус за шляпами. Остальные ждут. Как известно, чтобы человек запомнил какое-то действие и привык к нему, он должен повторить его 24 раза. Я посчитала: если мы будем так строиться и напоминать про панамки пять раз в день, то через дней пять они все перестанут забывать головные уборы. Но ни на пятый день, ни на шестой, ни на двадцатый чуда не случилось: каждый раз после моего вопроса от отряда отделялись пять-восемь человек, и их все ждали. Мне стало интересно, я испробовала несколько педагогических приемов, но всё равно каждый раз по 5 — 6 человек возвращались в корпус за головными уборами, когда я спрашивала про панамки. То есть совершенно не могут проконтролировать себя, свои действия.

Ко мне может подойти ребенок, у которого в комнате не хватает стула, и просто обозначает проблему: «У меня нет стула» — и ждет, когда я ее решу. Он не спрашивает: «Где взять стул?», не забирает стул из общего коридора, где они в свободном доступе и курсируют по всему корпусу. То, что он сам может что-то сделать, ему даже не приходит в голову. То же самое: «Я разлил воду». Не задается вопрос: «Где взять тряпку?», а просто идет констатация факта. Решаться все должно без участия ребенка. Дети будто не понимают, что могут сами решить свою проблему.

То, что мы, современные родители, даем готовый ответ на все вопросы, а не учим детей самостоятельно решать проблемы — наша огромная боль. Мы очень хотим, чтобы у них все было хорошо, слишком ограждаем их от действительности. И эта чрезмерная забота уже стала лишней. И вдали от дома это очень заметно. Мне кажется, даже моя история с панамками — из этой же серии. Мама не проконтролировала — шляпы не взяли. 

Но в целом смена в этом году прошла замечательно. Мы надеемся, что научили детей быть чуть самостоятельней, а также раскрывать свой творческий потенциал, заводить новых друзей и быть чуть ближе к исполнению их заветных желаний.