Земля позвала обратно

В середине апреля в региональном министерстве сельского хозяйства проходил конкурсный отбор бизнес-проектов начинающих фермеров на получение грантов.

Достались они не всем, а только тем, кто сумел составить грамотный план. Павлу Копаеву в тот раз не повезло — строгой комиссии показались его расчеты недостаточно четко выверенными, а потому и на финансовую помощь рассчитывать не пришлось.

В бизнесе Павел не новичок. В Волгоградской области долгое время занимался переработкой гречихи. Потом побывал в Липецкой, Владимирской областях, все присматривался, прикидывал и так, и сяк. С калужскими краями его знакомить не было нужды — в Юхновском районе его корни. Мама Раиса Михайловна в своей деревне Ивановское слыла знатным огородником. Павел помнит, как в один год у нее на участке созрело столько тыкв, что понадобилась не одна тележка, чтобы их вывезти. Кроме огорода было у нее и другое дело — она покупала выбракованных бычков и сама их лечила, доводя до нужного веса.

Мамы уже нет в живых. Но в соседней деревне Есипово живет его теща в красивом доме, окруженном роскошным цветником и фруктовым садом. К ней Павел и приехал. Хочется рассказать одну историю, которая, возможно, и стала поводом к его окончательному решению начать новый бизнес именно здесь. Копал в огороде глубоченную яму для туалета. И вдруг увидел в земле какой-то ярко блестящий песочек. Высыпал на ладонь. Золото? Что-то подобное мне рассказывали люди в разных уголках нашей области. Поднимать шум и приглашать разработчиков месторождения не было смысла — жилка эта ничтожно мала. Но Павел в этом усмотрел некий знак — предприятие его здесь будет успешным.

Есипово — деревня вчерашнего дня. Коренных жителей здесь почти не осталось. Летом, конечно, наезжают дачники из Москвы. Но они — временные гости. А в память о бывших старожилах остались только усыпанные плодами яблони в заброшенных садах. Никому не нужные. Мы едем на поля Копаева. (Документы на пользование он уже оформил.) 

Сейчас здесь все выглядит уныло: заросли бурьяна в метр ростом, овражек, затянутый тиной пруд. Но не услышала от него ни одной жалобы. Он говорит, что на большее и не рассчитывал. Зато точно знает, что уже нынешней осенью сядет за трактор и начнет приводить землю в порядок.

Есть у него и кусок земли в сто пятьдесят гектаров по соседству. А еще он присмотрел развалины старой фермы. И правильно сделал! Строить с нуля куда дороже. Знаю многих рачительных хозяев, которые, пожалев старые прочные стены, их не порушили, а подмазали, сайдингом покрыли — стоять век будут!

 Копаев — человек обстоятельный, а потому бестолковой спешке предпочитает размеренный и хорошо просчитанный план действий. Так их учили на фермерских курсах при минсельхозе. Вначале он отремонтирует жилье для коров, заготовит силос, а потом уже закупит скот.

Без зоотехника не обойтись. Но хорошего специалиста из Донабасса он уже нашел. Понятно, что тот с радостью переедет в мирные края.

Молочный бизнес быстрый и не такой сложный, как мясной. Так что Павел рассчитывает на пополнение средств. И когда они станут устойчивыми, можно будет идти дальше. В голове у него много интересного. Не простился он и с идеей развести на юхновских землях свою любимую гречиху.

Когда я впервые встретилась к Копаевым в министерстве, мне показались его планы нереальными. Он не собирался сосредоточить свое хозяйство только на молочном промысле. В голове роились идеи начать и мясное производство. И, конечно, корма, корма! Закупать их он не будет — сам вырастит. По жизни для него образцом является его мать, которая уже в преклонном возрасте работала на своем клочке земли, и все у нее получалось. 

Вот и сегодня у Копаева яблок небывалый урожай, а в небольшом огороде растут завидные овощи. Нам показали одну головку чеснока величиной с кулак.

Наверное, в период летних каникул  неплохая помощница на земле дочь Павла Алевтина. Вообще-то она москвичка, как и ее мама. А она как раз в ближайшее время собирается сменить прописку и приехать в уютный дом родителей. Потом, скорее всего, вместе с мужем начнет осуществлять задуманные аграрные проекты. Вот бы и Алевтина, подучившись по специальности, тоже осталась в родных краях. Что может быть их надежнее?

Помните, как у Чехова: «В Москву, в Москву!» — восклицали унылые от вечного безделья девицы («Три сестры»). Им, богатым, казалось, что только в ней успокоение и лекарства от сплина. Теперь же наблюдается иная картина. Большинство молодых фермеров приехали в наши дивные края, к речкам, прудам, грибным перелескам, без жалости сменив столичные квартиры и душные офисы на полезный и благодатный труд на земле.