Где-то на земле — родня…

Время уносит нынешнее поколение все дальше от их предков. Кого-то отдаленно помнят, а иных след стерт безвозвратно.

Михаил Иванович Тихонов ищет на земле свою далекую родню. Предположительно она в Германии, а может, и в иных краях.

У его деда Тихонова Егора Савватеевича и бабушки Елены Дмитриевны было трое детей: Иван, Матрена и Евдокия. Жили они в красивой деревне Гордиково, что вблизи Перемышля. Дед окончил четырехлетку и работал на земле, как и многие его сверстники. Всю его жизнь перевернула начавшаяся война. Давно нет в живых участников Первой мировой, но она прошла по судьбам миллионов россиян. Сколько русских мужиков остались навечно в чужой земле!

Наша газета писала об одной такой судьбе жителя деревни Айдарово, что под Мятлевом, Алексея Бирюкова. Из рассказов его родственников и знакомых известно, что русские солдаты, мужественно защитившие Париж, были посажены в тюрьмы. Такая вот была французская благодарность! А после, вернувшись в революционную Россию, опять же оказались в списках неблагонадежных и отправлены в ссылку.

Примерно такие же невзгоды выпали и на Егора, попавшего в немецкий плен. К счастью, он оказался не за решеткой, а в семье немецкого зажиточного крестьянина. Там ему надлежало старательно трудиться. Это было несложно — к крестьянскому труду он был приучен с детства. Была, правда, одна попытка к бегству, он был пойман и предупрежден, что за повторную дерзость ему прощения не будет.

Дальше было как в романе — Его ру приглянулась хозяйская дочь.  И хоть в родной деревне его ждали собственные дети с женой — любовь никто на земле не отменял. Пленному солдату простительна внезапная слабость. От этой слабости родился сын. Но тяга к родному крыльцу осталась неизменной. И при первом же случае он отпрашивается на побывку в Гордиково, откуда в Германию не возвращается.

Жизнь начинается с чистого листа. С образованием колхоза был назначен конюхом. Подрастают дети, рождаются новые. Да вот только в живых из них осталось немного. Вторая мировая война. На фронт призывают старшего сына Ивана. На любом поле сражения он мог бы встретиться со своим немецким братом и направить на него автомат. Но не встретились. А об отцовской тайной любви стало известно только незадолго до смерти Егора Савватеевича, он ее поведал своему младшему Николаю.

Но то, что на земле где-то живут родные люди, должны знать правнуки и праправнуки старого солдата. Вот и письмо в редакцию написал один из Тихоновых, капитан первого ранга, доктор философских наук, профессор Михаил Иванович Тихонов. Во время службы в Военно-политической академии в Москве он дважды, будучи в командировках, посещал группу советских войск в Германии, но узнать что-то о своих дальних родственниках ему не удалось.

Поиск продолжается, особая надежда на телепередачу «Жди меня», ведь в немецком плену в годы Первой мировой было немало русских солдат, в том числе и калужан. Может, кто-то, прочтя эти строчки, что-то вспомнит, кому-то фамилия Тихонов напомнит рассказ деда или прадеда о днях, проведенных на чужбине. Сообщить о своих предположениях можно в нашу газету. Очень хочется, чтобы родные (пусть и дальние) отыскались! И еще хочется, чтобы люди так же, как Михаил Иванович Тихонов, помнили о кровных связях.