В лаптях по Парижу

Третий фестиваль современного искусства «Циолковский Фест» — привычная уже примета мая. И те, кто сумел выкроить время от дачи и от «четырехслойной» программы «Мира гитары», сумели оценить правдивость заявленной темы: «Пространство изумления». 

Хорошо образованный писатель, журналист, ученый Владимир Одоевский, говоря, что «предназначение всякой науки — расширять пространство нашего изумления», цитировал Аристотеля, который считал удивление первой ступенью познания. 

Клайв Льюис сетовал, что для необразованного человека нет тайн. Он все знает. Популярная наука, правила его узкого круга заключили его в темницу искусственного мира. 

Те же, кто еще не разучился «смотреть глазами», увидят и услышат на многочисленных мероприятиях фестиваля много неожиданного.

Сверхактуальным для нашего города стал архитектурный уклон программы. В частности, открывая экспозицию Аллы Денисовой, Сергей Ткаченко, заслуженный архитектор России, действительный член Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Российской академии художеств и просто главный архитектор Калуги, ответил, что вопрос стоит остро. «Мучительно больно смотреть на то, что выросло сегодня и строилось вчера». Сергей Борисович тут же поставил дерзкую задачу — превратить Калужский край в туристическую Мекку, довести число гостей с двух до четырех миллионов в год (причем не только за счет Этномира и Тарусы). Действительно, Калуга — жемчужина русской архитектуры. Как сделать так, чтобы эта краса не осталась лишь в книге Генриетты Морозовой «Прогулки по старой Калуге», мы вскорости расспросим Сергея Ткаченко. 

Алла Денисова, выпускница МАРХИ, десять лет подвизалась в реконструкции старых зданий центра Москвы. Четверть века назад она переселилась в Вену, где продолжает заниматься промышленным дизайном. 

Фотовыставка «Новые крыши Вены» входит в проект «Голубка», и автор так пояснила его название: «Город красив с высоты птичьего полета. А что видим мы, что видит человек из окна своего дома, когда идет по улице?»

Охрана культурного наследия в Австрии строже, чем в иной державе охрана жизни. Например, в доме постройки 1909 года, где живет Алла, забарахлил лифт. Два года избалованные венцы пешком взбирались на шестой этаж («Мы так окрепли физически»), пока не был готов аутентичный проект реконструкции лифта! 

Цвет стен, качество краски, лампочки — все вплоть до гвоздя должно быть «всамделишным», «взаправдашным», а не симулякром покрытий, которые размокают, разваливаются, как вафли. 

На одном из снимков были представлены столбики рискованной формы. Оказалось, что это — ограничители для колес, чтобы авто не наезжали на бордюры, углы зданий. Смешно! Для калужских джигитов даже чугунные и стальные заборы не преграда — их то и дело сминают.

В Австрии, оказывается, все вывески магазинов одного размера. «А как же свобода!» — завопит торговец. Австрийцы ставят свободу от уродства окружающей среды выше прибыли, вот чудаки.

А вот воздушный переход — изящный мостик, соединяющий два министерства. В Калуге подобные линии сообщения протянулись бы на десятки километров…

Но даже в Вене не все прекрасно — на фото отлично видно, что полюбоваться готическими и барочными соборами в одном из районов может только голубка. Причем окружены они «точечной» застройкой еще в ХIХ веке — то есть доходные дома, уродующие столицу, сами уже стали реликвией! И что делать? Но прорубил же в свое время Осман в Париже линии бульваров, снеся застройку ХIV века! Перенаселённость центра Вены видна в трогательных попытках озеленения — деревья сажают в контейнеры и усердно регулярно поливают. А не рубят целыми улицами липы, сирень, карагану! 

Алла Денисова рассказала, что, презентуя в фешенебельной Вене свои выставки, она набрела на яркий ход — давать пояснение в национальном костюме. В стране, где чтут традиции, это вызывает симпатию и уважение. Пришлось архитектору сесть за изучение этнографии. Первым Алла сшила костюм крестьянки Архангельской губернии, результат превзошёл все ожидания. Сейчас в коллекции нашей гостьи — десять костюмов, она с охотой демонстрирует их в учебных заведениях, на светских мероприятиях, пропагандируя культуру своей Родины. 

Пьер Карден увидел в Вене эту коллекцию и пригласил ее автора на показ в Париж. Модели, облаченные в сарафаны и лапти, ходили по французской столице, позируя фотографам! Тем более что примет русского присутствия там хватает — и мост Александра I, и любое бистро. Ведь это название закусочных появилось, когда армия победителей Наполеона вошла в Париж и поторапливала подавальщиков: «Быстро! Быстро!».

Впереди, в цветной книге фестиваля, много ярких страниц: выставки, лекции, читки новых пьес. Не проходите мимо!