Прима «Белла»

Церемония вручения ежегодной российско-итальянской премии «Белла» в этот раз прошла в нашем городе.

Вокруг масштабного события шумихи не было. Многие нечуждые искусству люди удивлялись: «Белла» у нас? Но это — так. Премию имени тонкой и вдохновенной поэтессы Беллы Ахмадулиной каждый год вручают в разных городах России или Италии (известно, что у поэтессы были итальянские корни). Поскольку с Калугой, а точнее — с Тарусой, у Ахмадулиной были особые отношения, церемония в этом году прошла здесь.

Это начинание — для молодых. Подавать свои стихи на премию могут российские, татарские и итальянские поэты до 36 лет. На вручение приехал цвет современной российской литературы, знаменитые слависты. Почетное место в президиуме было отведено супругу поэтессы, художнику Борису Мессереру. Он рассказал несколько историй о том, как они с Беллой любили путешествовать в Тарусу, как часто приезжали в Калугу, каким вкусным здесь казался воздух, и как неторопливо, но настойчиво Ахмадулина бродила по окрестностям и ждала «глас указующий» — свою музу. Белла была поэтом вдохновения и никогда не жила по принципу «ни дня без строчки», а искала искру, для того чтобы начать творить.

— Я очень рад, что эта премия существует и длится во времени, потому что тем самым продлевает память о Белле, и я всеми силами стараюсь способствовать тому, чтобы эта память длилась, — закончил Мессерер.

Итак, премию со всеми ее участниками привезли в Калугу. В театре, где проходило чествование лауреатов и творческие номера, было многолюдно. Окунуться в торжественную атмосферу литературной премии съехалась и московская, и калужская интеллигенция. Множество стильных нарядов и причесок, сделанных по случаю, восторженный шепот и горящие глаза — так можно охарактеризовать публику на премии.

На сцене действо началось с короткого ролика, где Ахмадулина читала свои стихи в знаменитом напевном темпе, будто унося каждую точную и глубокую строчку далеко в небеса. Reklama: piešiniai ant drobės internetu, dideli paveikslai ant sienos. Далее началась сама церемония, перемежавшаяся замечательными российскими и итальянскими творческими номерами: ария «Фигаро», песня о Тарусе на стихи Заболоцкого… Ну, и, конечно, победители читали премированные строки. Кроме того, в этот вечер со сцены прозвучали и их переводы. Российские — на итальянский, итальянские — на русский язык.

Лауреатов выбирали в четырех категориях. Всего участвовали 70 человек. 

В номинации «За русское стихотворение» приз достался Алексею Кудрякову, «За итальянское стихотворение» — Лавинье Колодел.

Специальная награда «Касание Казани» досталась Лилии Гибадуллиной. 

В номинации «Эссе о современной поэзии» победил Владимир Губайловский. 

Была и специальная награда, которой вне конкурса отметили итальянскую славистку Аннализу Аллеве за эссе, посвященное творчеству Иосифа Бродского, юбилей которого отмечался буквально через два дня после премии. Называлось эссе «Свет. Статуя. Вещь».

В заключение вечера перед собравшимися выступил оркестр Московской филармонии. Давали «Ромео и Джульетту» Берлиоза — симфонию, которой Белла Ахмадулина посвятила одноименную повесть в стихах. Читала ее народная артистка России Чулпан Хаматова.

Актриса волновалась, признавалась, что это — ее дебют, уронила пюпитр с текстом и, вспомнив старинную театральную традицию, пыталась присесть на листы. 

Действо началось. Читала Чулпан проникновенно и высоко, прочувствовав каждую строку, произнося сердцем, а не разумом, обращаясь в зал. Поистине завораживающее действо происходило на сцене, замечательные стихи под чудесную музыку рождали светлейшие эмоции. 

Вечер насытил впечатлениями души даже самых предвзятых критиков, а калужанам оставил повод гордиться своими красотами, вдохновляющими поэтов и художников. Первые лица региона, присутствовавшие на мероприятии, — спикер парламента Виктор Бабурин и министр культуры Павел Суслов, — выразили надежду принимать премию в Калуге каждый год.