Лазоревый Алатырь

Во времена короля Артура все главные ристалища рыцарей назначались на Троицын день (Пятидесятницу). Праздник, входящий в число двунадесятых в русском православии, пахнет цветами. 

Церкви, украшенные березками,  яичница с салом, алые ленты в  косах, яркие сарафаны — атрибуты этого праздника. В те же дни пробуждаются, по поверью, русалки, которых, по слову Пушкина, «греет луна». 

Василий Жуковский написал о них поэму «Ундина». Именно в самую лучшую пору от Троицына до Петрова дня (12 июля) выходят русалки из водного царства и странствуют по берегам своих рек. 

С Троицы дни имели особые названия: вторник — «задушные поминки», четверг — «семик», ночи всей недели — «воробьиные». Хотя, конечно, как жительнице переулка Воскресенского Калуги мне это обидно. У нас под балконом поет соловей! В Калуге распевают более двухсот этих птиц, и чем больше будет кустов и деревьев, тем больше запоет этих пернатых теноров. А ведь их арии, согласно Андерсену, отгоняют смерть!

И еще есть грустное поверье: «Чтобы женщина стала умной — нужно печень съесть соловья, в Купаву заколов. Вот почему так много умных женщин! Вот почему так мало соловьев». 

Радостно, что солистка ансамбля «Лазори» с многолетним стажем Татьяна Ермакова сочетает в себе и «соловьиность», и разум. Она поведала нам о том, как город Сосенский, что близ Козельска, принимает фестиваль народных коллективов. В самом городе есть фольклорный ансамбль «Млада», возникший в 1990 году, друзья «Лазорей», что принимают коллег уже двадцать четыре года на праздник Троицы. 

— Зачинателем ансамбля «Млада» была Елена Колесникова, сегодня руководитель коллектива — Наталья Чичикина. Приедут на праздник и детские коллективы «Барыня» из ДШИ №2, коллективы «Светелка», «Потешка», группа «Скоропед» из поселка Воротынск. Конечно, выступит коллектив «Калузя», основанный Мариной Коргополовой. Неоднократно в празднике принимали участие музыканты из Брянска, Мурома. Калужский хор им. Костенко исполнит сочинения, посвященные началу лета. Обряд специфический: на пригорке девушки плели веночки…

— Этому посвящен дивной красоты канон «Со вьюном я хожу…»

— Да, их возлагали на головы друг другу. После хоровода в березовых венках начинается шествие участников фестиваля. Березку украшали лентами-просьбами об исполнении заветного желания. На трех кострах готовили яичницу на сале с песнями, гостей (а их много!) угощали. Девушки шли тайно от всех хоронить кукушку — тряпичную куклу. 

Кукушка замолкает, «подавившись колосом», когда рожь «выходит в трубку», а в этом году поедательнице мохнатых гусениц еще петь да петь! Только она ест этих вредителей, а детки ее не могу питаться таким ядом, и ей приходится подкладывать их в гнезда пеночкам, синицам, скворцам. Процессия, подойдя к реке, топила березку с лентами-желаниями, снимала с голов венки и пускала плыть по воде. Венки бросали через голову. Чей венок дальше упадет — той и счастья больше, а если сразу утонет — дурная примета. 

В Сосенском все люди ждут не дождутся Троицы, знают, что будет яркий праздник: «Пойдемте, девочки, в луга-лужочки, завивать вьюночки, да на все денечки». 

В эти дни активно неслись куры, отвечая плодовитостью на зеленый корм и сияние солнца. Еще древние римляне завели обычай оставлять на могилах наполовину выпитые яйца, поминая предков. 

Что для женщин — хорошо, для мужчин — пагуба. Накануне Троицына четверга сильная половина человечества запасалась полынью и зорей (любистком) как предохранительным средством от обольщения. Но не всем это помогает! По легенде, юноша Василий влюбился в русалку, погиб в ее объятиях, его душа переселилась в синий цветок василек. Народное поверье предостерегает: если сеять рожь в день памяти святого мученика Вассы (28 апреля), ее заглушат васильки. 

В Калужской губернии существовал забавный обычай: кума к куме в этот день ездила в гости на метле. В поле выводили девушку (додолу), увешанную травой семянкой, олицетворявшую дух плодородия. 

Как мудро установление православия, накладывающее новый смысл на старые даты. Праздник сошествия Святого Духа на апостолов совершился на пятидесятый день по Пасхе. На месте этого события построили первый христианский храм, который в IV веке был восстановлен Святой Еленой. На II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. У калужских таксистов другие три образа: Христос, Богородица, Святой Николай. Но к Троице они не имеют отношения. 

Для наших же предков этот день был именинами земли-матушки, тревожить ее лопатой было грешно. Без Троицкой березки этот праздник все равно как Рождество без елки. Плохо ли рубить деревья? Смотря какие и где. В Калужской области, где поля за последние тридцать лет заросли, рубите на здоровье, во благо плодородия. 

Друиды верили, что человек, рожденный под знаком березы, будет духовен, щедр, способен на жертву. Русские крестьяне не корчевали берез, не строились на месте березняков. Русские на Алтае были убеждены, что нельзя пить березовый сок: «Это все равно что блуд творить». И что, пролившись на снег, он окрашивается в кровавый цвет. Именно под березой находился бел-горюч камень Алатырь, символ творческих сил природы.

Позднее, с принятием христианства, стало считаться, что береза — это благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу с младенцем в непогоду, а святую Параскеву — от преследований нечистого. 

По примете Троицкая зелень оберегает дом во время грозы. А вот есенинские строки: 

«Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам — белый перезвон. 

На резных окошках — ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы». 

Такой букетик, по поверью, спасал от засухи. Троицкий хоровод — и место показа грации, трудолюбия, трудов и место выбора невесты, Коллективы в Сосенском год за годом ходят «репьём» (гуськом), «змейкой», образовывают «крест», «полукрест» и «круг». 

Даже Троицына скатерть была счастливой: ее клали потом под парадную на смотринах. Троицкие сухари хранились до свадьбы. Троицкий венок — прообраз «букета невесты». А самое главное — понедельник после Троицы, Духов день, по поверью — начало настоящего теплого лета! Все на дачу, калужане!