Больной вопрос

Сколько в среднем тратит на посещение поликлиники обычный пациент?  По расчетным нормам — 15-20 минут, а в реальности поход оборачивается нудным сидением перед врачебным кабинетом, зато сам прием длится короче, чем хотелось бы. 

Привожу пример, как принимает наш детский педиатр. Идем по «живой» очереди, как уже болеющие. Для таких, как мы, отведено полчаса перед основным потоком пациентов. На деле «живых» очередников оказывается примерно столько же, сколько и тех, кто идет по предварительной записи. Педиатр начинает запускать в кабинет «через одного»: во-первых, потому что прием «болеющих» начинается позже срока, во-вторых, потому что за тридцать минут всех «живых» все равно нереально принять. 

Итак, попадаем в кабинет через час-полтора ожидания. Сам прием проходит в нервной спешке: детей быстро раздеваем, секундное прослушивание, такой же беглый осмотр горла. Если мама молчит и не задает вопросы — врач углубляется в бумаги: заполнение карточки, выписка рецепта, справки в школу (садик) и т.д. Вопросы, заготовленные заранее, в этот момент застревают в горле или просто улетучиваются. Не хочется отвлекать врача по таким пустякам, ведь за дверью у нее — еще человек двадцать. Недавно вот в такой спешке я вышла из кабинета со справкой в школу с вердиктом «здорова» при том, что у дочки за день до приема была температура. Врачу об этом было сказано, но мы с ней пребывали в таком цейтноте, что не успели обработать информацию: она — мою, а я — то, что было написано в справке…

Возможно, мне не повезло с поликлиникой и врачом и в образцовых медучреждениях все происходит по-другому. Однако рассказы друзей и знакомых почему-то говорят об обратном. Наш печальный опыт посещения поликлиник подтверждается опросом, который недавно был проведен в стране. Общероссийский народный фронт опубликовал данные исследования, в ходе которого попытался определить, сколько времени тратят пациенты в поликлиниках разных регионов и в каких из них — больше.

По информации ОНФ, дольше всего пациенты ждут своей очереди в Курганской, Ленинградской и Владимирской областях. В первой десятке «проблемных» регионов также оказались Новгородская, Амурская, Иркутская, Ивановская, Сахалинская и Брянская области, Республика Дагестан.

В то же время в десяти регионах время ожидания приема оказалось менее 15 минут. Быстрее всего принимает врач в Белгородской области — в течение 5 минут, в Ульяновской области — 13 минут.

Таким образом, Калужская область не названа ни в числе отстающих регионов, ни в числе передовиков. Мы попытались прояснить картину в областном министерстве здравоохранения. 

По информации сотрудников министерства, хронометраж среднего времени ожидания приема врача в Калужской области не проводился. Вместе с тем существуют расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение и нормы нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения Калужской области. В соответствие с ними на прием больного наши специалисты должны отводить от 8 минут (офтальмолог, дерматовенеролог) до 32 (психотерапевт). В среднем каждый врач может тратить на одного человека около 15 минут, в том числе врачи — терапевты и педиатры. 

Есть также нормы для проведения консультативного приема. Если ориентироваться на них, получается, что в основном врачи, к примеру, на профосмотрах, должны отводить на осмотр и консультацию посетителя около 20 минут.

На наш взгляд, расчетные нормы не только не соблюдаются, но и здорово расходятся с тем, что происходит на самом деле. Сам прием пациента далеко не всегда доходит и до десяти минут. На осмотрах посетители и вовсе «вылетают» из кабинета врача через 5 минут, да и то две трети этого времени врач заполняет карточку и другие необходимые бумаги. 

Как же тогда набегают те часы, которые люди проводят возле врачебных кабинетов? В результате нерациональной организации работы врача и поликлиники в целом. Простой возле регистратуры, чередование «живой» и «неживой» очередей, в которые вклиниваются профосмотры и диспансеризация. Сами врачи также периодически отступают от имеющегося графика: паузы между приемом пациентов бывают длиннее, чем сам прием. 

Сейчас калужские амбулаторные учреждения участвуют во всероссийском конкурсе «Поликлиника начинается с регистратуры». Как предполагается, это должно максимально сократить время ожидания приема врача. Пока в этом направлении нашим поликлиникам еще работать и работать. 

Повезёт — не повезёт?

Мы решили сами выяснить, сколько времени проводят пациенты в ожидании своей очереди к врачу в поликлинике, а заодно проверить, соблюдаются ли расчетные нормы времени на посещение специалистов. Наши корреспонденты расспросили об этом посетителей калужской городской поликлиники №5:

Оксана:

— Я любитель приходить на час раньше, поэтому мне все равно, на сколько задержится прием. Хожу к неврологу, чтобы выписать лекарства, так что долго у врача не задерживаюсь. Если очередь большая, то я стараюсь не задерживать врача расспросами. Пятнадцать минут, на одного человека, как записано в талоне, не получается. С некоторыми пациентами врач и полчаса беседует, а с кем-то быстренько. 

Ирина Тихоновна:

— Вошла в кабинет к терапевту практически по времени, указанному в талоне, и в кабинете провела столько же. К другим специалистам, я знаю, в очереди сидят дольше. 

Любовь Анатольевна:

— Сегодня время удачно совпало с талоном. Такое нечасто бывает. Обычно минут на 15 — 20 бывает задержка. 

У терапевта я бываю минут 15, эндокринолог быстрее принимает. Очень хорошо, долго смотрит гинеколог, назначает все анализы. 

По сравнению с Калугой в поликлинике в Обнинске более качественное обслуживание и профессиональнее подход. Здесь у меня был серьезный инцидент с невропатологом. Ведя прием, он продолжал заниматься своими делами: уткнулся в телефон и никакого внимания на меня, пациента, не обращал.

Евгений Михайлович:

— На 12 часов я был записан к кардиологу и вошел в кабинет в 12.12. Он всегда практически без задержек принимает. В кабинете я провел минут 15. 

Ольга:

— Время совпало с записью, ждала 2 — 3 минуты. До этого, месяца три назад, была у терапевта и тоже быстро прошла.

На самом приеме была минут пять-десять. Приемом довольна. Сейчас, как мне показалось, стала лучше работать регистратура: можно дозвониться, и сотрудники вежливее разговаривают. Два раза набрала номер и сразу же записалась на прием. 

Фото Сергея ФОНДИКОВА.