В галерейную ночь ползали и танцевали

Калуга снова погрязла в давно неуместном традиционализме, даже в культовую «Ночь музеев» предоставив возможность посетить только пару из них, и то, скорее, поздно вечером.

На всемирную инициативу ночных вернисажей и перформансов откликнулись только в картинной галерее Дома музыки, да музей космонавтики работал до полуночи. 

— В самом традиционном музее — Музее космонавтики — ночью не было ничего особенного, — рассказывают очевидцы. — Мы пришли туда в половине двенадцатого и посмотрели экспозицию. Работал и планетарий, но туда вход был платный.

Зато в Доме музыки к «Ночи…» отнеслись серьезней: именно с субботы на воскресенье там стартовал третий фестиваль современного искусства «Tsiolkovski Art Project», потому и шоу там было помасштабней, чем просто вернисаж.

На этот раз под действо отдали фойе и главный зал. В фойе разместилась выставка совместного авторства фотохудожника Павла Астрахова и визажиста Ирины Меньшиковой. В главном зале было главное представление, открывавшее «Ночь музеев». Шоу, которое создала танцевальная группа «Поверхностное натяжение». Надо сказать, что анонсировано оно было ярко и красочно, на деле же…

Под невеселую музыку типа «драм» к сцене вышли четыре барышни, обмотанные в пищевую пленку. Иначе не назовешь — простите. Замашка высокая, на благородное дело, сущность происходящего — мудрая и достойная, но пытаясь сделать такое шоу привлекательным, в него надо вкладываться не только душой и талантом, чего, безусловно, хватало, но и самым банальным способом — финансово.

Итак, барышни в пищевой пленке несколько минут просто стояли, иногда меняя положение. В это время над сценой случился видеоарт в виде нарезки из гниющего на глазах изумленной публики яблока, кадров знаменитого американского «Шоу уродов» и прочего угнетающего видеоряда. Добавим к этому, что действо происходило в темном зале, битком набитом любителями современного искусства, и раскроем «фишку» шоу: девушки к кульминации вылезли из своих полиэтиленовых коконов и пластично и завораживающе в буквальном смысле поползли в зал.

Они держали за руки людей из толпы, они садились на колени тем, кто присел на стулья, они танцевали среди стоящих и несколько растерянных посетителей галерейной ночи, показывая, как близко можно находиться друг к другу, какие чувства, от страха и неприятия до безусловной любви и желания, можно испытывать.

— Что это за массовый гипноз?!

— Это что, такой вид стриптиза?

— Это приватные танцы при всех?

Такие реплики бросали зрители, а танцоры продолжали свою пластичную, завораживающую хореографическую мантру в самой гуще людей. 

Позже они вышли уже без масок, представились и напомнили всем, что маски надо снимать, а между собой надо бы дружить, и пожелали всем прекрасного вечера.

Публика выходила побродить до следующего перформанса в раздумьях, и никто толком не мог выразить эмоций, которые подарили им странные и необычные для нашего города приемы девочек из «Поверхностного натяжения».

Еще одним главным номером программы галерейной ночи был перформанс художника Бориса Пономарева. Для его воплощения всех позвали в фойе. Наметанному глазу было ясно: кто-то уже ушел из галереи думать над целлофановыми танцами, но другие пришли — как раз на уже давно ставшего знаменитым Пономарева с флуоресцентными красками и 3D- картинами, создающимися в реальном времени, на глазах у изумленной публики.

И он вышел и расстелил на полу полотно, выставил рядом цветные краски и вытащил длинные кисти. И дали музыку, и началось действо. 

Капли голубого и зеленого, розового и оранжевого падали на длинную темную мантию, где создавалось настроение. Полосы и кляксы, резкие изгибы и прочие каляки-маляки не выстраивались ни в какую конкретную картину. Борис начинал пританцовывать. Гибкий и гармоничный, художник дополнял собственное творчество несложными танцевальными па, и вдруг будто из сильного духовного содружества музыки и изобразительного искусства вышла спокойная, хрупкая и очень гибкая живая девушка.

Характер перформанса сразу поменялся с художественного на хореографический. В действо добавилось танца с красками, внезапно импровизационно подключились дети.

— Вы моя лучшая команда, — говорил Борис. — Спасибо вам.

Танец грации и гармонии, радости и вдохновения, полного слияния всех видов искусства заканчивался ярким оранжевым. Именно цветом жизни и радости завершался перформанс. Ребята еще чуть попозировали для фотокамер и стали расходиться. Дом музыки в «Ночь музеев» работал до двух часов ночи.

Еще раз напомним, что той ночью открылся фестиваль современного искусства. Почитать о нем можно в новом номере газеты «Знамя», а следить за афишей — на нашем сайте.