Диссидентство: фатальный диагноз

Ежегодно в третье воскресенье мая отмечается Всемирный день памяти умерших от спида. Поддержать людей, живущих с ВИЧ и спидом, обратить внимание общества и всех ветвей власти на серьезные проблемы — основная задача этого памятного дня. Об этом шла речь и на областном семинаре для журналистов «Остросоциальная проблема: ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты».

Хотя наша область является примером организации системной работы органов власти по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, эпидемиологическая обстановка по итогам прошлого года оценивается как неустойчивая. 

Немного статистики. Всего в регионе зарегистрирован 2321 случай ВИЧ-инфекции. Уровень пораженности составляет 231 на 100 тыс. населения, в два раза ниже, чем в России. На 27,6% выросло число вновь выявленных инфицированных пациентов, со 147 человек в 2013 году до 203 в прошлом. На учет в прошлом году было поставлено 211 пациентов, из них 43,6% — в стадии вторичных проявлений.

Ежегодный рост больных, выявляемых на поздних стадиях, говорит о том, что эти люди инфицировались более семи лет назад, и своевременного выявления инфекции не случилось. В одиннадцати районах заболеваемость в прошлом году превысила среднеобластной уровень, причем наиболее высок он в Боровском (49,3 на 100 тыс. населения), Износковском (44,9), Ульяновском, Куйбышевском, Мосальском, Жуковском, Людиновском, Медынском, Малоярославецком, Ферзиковском районах.

Чаще всего ВИЧ передается половым путем (65,9% от общего числа вновь выявленных больных). Доля наркотического заражения остается на уровне 21,2% (в 2013 году — 21, 8%), а вот география этого способа передачи заболевания расширилась. В число «районов риска» вошли Жуковский, Боровский — в два раза, Перемышльский, Тарусский, Ферзиковский, Дзержинский, Козельский. 

За сухими цифрами скрываются угасшие жизни: только в прошлом году болезнь забрала 59 человек, а за весь период наблюдения в области умерло 507 больных ВИЧ-инфекцией. Врачей печалит то, что 84% умерших злостно уклонялись от диспансерного наблюдения.

— С ВИЧ-инфекцией можно жить полноценной жизнью, работать, растить детей, — убеждает Владимир Маяновский, председатель объединения людей, живущих с ВИЧ. — Человек, который регулярно принимает препараты, состоит на учете у врача и выполняет его предписания, не опасен для окружающих. Но зачастую эти люди живут как в панцире, от них шарахаются как от чумы, от них стараются избавиться работодатели. ВИЧ-инфекцию можно предупредить профилактикой. О заболевании надо чаще и настойчивей рассказывать, убеждать население в необходимости обследования, ведь своевременное выявление — это шанс жить, инфицированным женщинам рожать здоровых детей.

У нас есть достаточно много таких примеров, как и таких, когда своевременно не обратившиеся за медицинской помощью женщины сами подвергают своих детей заражению. В России в прошлом году инфицированные матери родили 698 детей с диагнозом ВИЧ-инфекция. В 2012 г. их было 227.

— Недостаточный уровень информированности по вопросам профилактики вместе с распространением антинаучной информации, призывы к отказу от лечения — страшный бич, — заявила главный врач областного Центра инфекционных заболеваний и СПИД Елена Алешина. — Я могу привести множество примеров, когда люди не воспринимают поставленный диагноз. Нередко это вполне благополучные люди, у которых есть хорошая семья, высокооплачиваемая работа. «Да быть такого не может, это ошибка!» — убеждала меня респектабельная пациентка даже тогда, когда были проведены повторные анализы. Как потом выяснилось в ходе поиска причины заражения, ее муж, будучи в командировке, позволил себе «расслабиться» с женщиной, наградившей его коварной инфекцией.

Так что версия, прочно засевшая в головах, что ВИЧ — заболевание наркоманов, алкоголиков и прочих асоциальных людей, не совсем верная. Каждый из нас может заразиться в санатории, в бане, доме отдыха, командировке. А игнорирование, неприятие проблемы приведет к летальному исходу.

Говорила Елена Николаевна и о вирусных гепатитах, заболеваниях не менее опасных, чем ВИЧ. Долгое время они развивались, но всерьез их не принимали. На самом деле проблема крайне серьезная. От 4,5 до 9 % проб положительны. Способ заражения — контактно-бытовой. Вирусный гепатит можно подхватить в парикмахерских, салонах ногтевого сервиса, где подчас не соблюдаются элементарные санитарно-гигиенические требования.

Лечение как ВИЧ, так и гепатитов очень дорогостоящее: на одного человека с гепатитом С требуется несколько миллионов рублей. Причем если на лечение ВИЧ государство выделяло средства, то гепатиты оставались в полном финансовом забвении. Поэтому лечили немногих больных, и то в основном на деньги спонсоров. Сейчас выделяются средства на профилактику этих заболеваний, но растущее число больных остается огромной нагрузкой на бюджет.

— Большая проблема, — считает Алексей Кропинов, председатель общественной организации «Будем жить», — неприятие многими существующих проблем. Спид-диссиденты, отрицающие диагноз, ставят под удар не только себя, но и своих близких, коллег, окружающих людей. Спид-диссидентство идет от незнания и является катализатором пандемии ВИЧ-инфекции. Вот почему информационно-просветительскую работу необходимо поднимать сейчас, когда наметился всплеск употребления наркотиков, когда пациенты заражаются при переливании крови, когда критически мал охват групп риска профилактическими программами, на самый высокий уровень. В противном случае тенденцию роста заболеваемости не остановить.