«Чучело» не исчезало

Помните пронзительный фильм Ролана Быкова, задевший за живое миллионы зрителей во всем Советском Союзе? Травля «белой вороны», бессилие взрослых и мужество подростка — все это оседало в памяти надолго. Современная психология придумала никуда не исчезнувшему явлению название — буллинг. О нем и о том, можно ли с ним бороться, сегодня и поговорим. 

Переступив порог нового класса, каждый ребенок, вне зависимости от того, насколько он общителен, рискует стать жертвой «старожилов». По целому ряду причин на него ополчается весь класс. Лишь спустя определенное время ситуация может наладиться. 

Негативные последствия этого давления можно предотвратить, если знать сценарии, по которым он развивается. Первый: ребенка выдавливают из коллектива тихой травлей при внешнем благополучии и вежливой атмосфере. Процесс может затянуться на месяцы, а ущерб для здоровья жертвы — максимален. Именно данный вариант часто отмечается в стенах образовательного заведения.

Второй вариант: зачинщик, обычно лидер класса, провоцирует конфликт с жертвой по любой причине. Разумеется, за вожаком идет вся стая, и к конфликту подключаются остальные. Обычно ситуация развивается так, что либо ученик становится своим, завоевав уважение, либо меняет школу, подключив родителей. 

Но вернемся к первому варианту. Он сложнее, потому что быстрого разрешения не предполагает. Такой конфликт между отдельным ребенком и группой детей может длиться год, а порой и больше. В ход со стороны «сильных мира сего» идут запугивание, физический или психологический террор. Цель его одна — вызвать страх и подчинить новенького своей воле. Вот это и есть буллинг. 

Психологи утверждают, что проблема буллинга состоит из нескольких пластов: социального, педагогического и психологического. Эта специфическая форма агрессии характерна для среднего детства и младших подростков, организм которых перестраивается на взрослую жизнь, а это сопровождается физиологически обусловленным более высоким уровнем агрессии. 

Физический буллинг — когда ребенка регулярно избивает группа однокашников. Косвенный — пример социальной агрессии, когда человек в силу власти или физического превосходства подавляет другую личность. Все ли дети способны на такую жестокость?

Есть несколько типов детей, за которыми нужен глаз до глаз. И все признаки потенциального мучителя хорошо знакомы каждому взрослому человеку. Такие дети испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей, импульсивны и легко приходят в ярость, часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей. Сочувствия к жертвам они не испытывают и сильнее физически. 

Свои признаки есть и у возможных жертв буллинга. Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение, склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве, не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками. Мальчишки могут быть физически слабее своих ровесников.

Но и это еще не все. Второй, более редкий, тип жертвы — так называемый провокатор. Эти дети испытывают трудности в учебе, порой страдают расстройствами внимания и очень легко «заводятся» — впадают в ярость или истерику. Их одноклассникам это не нравится, да и взрослых педагогов эти дети раздражают. Причем по своей природе такие подростки неагрессивны, но их нестандартное поведение делает их легкой добычей для мучителей. Они как будто сами провоцируют окружающих на агрессию в свой адрес и становятся «мальчиками для битья». 

Почему происходит разделение на жертв и мучителей? Дело в необычности первых. Детям кажется, что сам факт их существования мешает сплоченности и общим целям сложившегося коллектива. Они — угроза, которая мешает жить нормально. Следовательно, их надо устранить. С другой стороны, для зачинщиков они еще и «повод» укрепить свою власть, желание, которое иногда диктуется генетическими или гормональными особенностями мучителя — к примеру, повышенным уровнем тестостерона. Но и они могут выступать лишь в роли «рупора» всей группы, внутренне боясь идти против большинства и утратить лидирующие позиции. 

Могут и должны тут помочь и учителя. Именно они — те самые взрослые, на глазах которых происходит травля «чучел». Задача педагога в таком случае — заметить изменения в положении маленького «социума» и посоветоваться со школьным психологом. 

Способов, которые могут изменить ситуацию в положительную сторону, немало. К примеру, может помочь «доказательство» полезности новичка или изгоя для класса. Не секрет, что такие дети часто обладают яркой индивидуальностью или талантом — хорошо рисуют или разбираются в программировании. Дать им проявить себя на турнире, в котором их способности приведут класс к победе, — и к их недостаткам дети станут относиться спокойнее. 

От родителей же требуется знание своего ребенка и понимание. Только тогда они смогут оказать полноценную поддержку необычному отпрыску и выслушать его. Ребенок должен знать, что ему есть к кому обратиться не столько за помощью, сколько за советом. 

В том случае, если причиной буллинга стало материальное или этническое неравенство, проблема становится еще серьезнее. И причина в том, что корни такого отношения растут из семьи. Психологи советуют общаться в таком случае с родителями зачинателей конфликта. Не получив поддержку от самых главных взрослых в своей жизни, подросток снизит агрессию. Если же взрослые родители и сами «неблагополучны», тут нужно найти самого влиятельного в его жизни человека. И работать уже с ним. 

Самый главный принцип работы с детьми в этом возрасте: беседа. С ними надо постоянно разговаривать. Отказываются? Искать подход. Никто не обещал родителям, что воспитывать ребенка — это легко, а авторитет дается просто так. В любом случае адекватным людям в большой жизни живется легче, и к ней надо готовиться. 

Огромный плюс — введение инклюзивного образования в российских школах. Подрастая рядом с детьми, которые испытывают трудности ежедневно и преодолевают их, ребята учатся состраданию. Обладая таким орудием, они вряд ли станут травить непохожего ровесника. 

И еще: чаще всего за коллективной агрессией школьников скрывается их недолюбленность. Дети не чувствуют себя нужными и счастливыми и вымещают неудовлетворенность собой на окружающих. Другие просто боятся большинства и поддерживают конфликт, чтобы не оказаться на месте жертвы. И снова мы приходим к тому, о чем уже не раз писали: ребенок, который любим и понят в родном доме, не позволит себе жесткости, потому что для него нормой станет любовь. Вывод, кажется, понятен всем.