Какой из вас родитель?

У каждого родителя свои представления о том, как надо воспитывать детей. И свои секреты педагогического мастерства он получает не от специалиста-педагога, а от поколений предков. Правильно или нет — дать по расшалившейся попе малышу, решает собственный опыт. И что скажут люди, здесь тоже неважно. 

Психологи выделяют целых пять основных типов родителей, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Определиться с тем, кто вы сами и от чего в родительской практике стоит избавиться, этим мы сегодня и займемся.

Итак, первая категория родителей — подкаблучники. Если ребенок был поздним или выстраданным, поневоле он становится «королем» дома, которому позволено практически все. Чаще всего в семье такой ребенок один, и любовь папы и мамы в виде тонн игрушек и вкусностей обрушивается на него с такой силой, что может придавить. Все капризы отпрыска считаются милыми, все болячки — предметами детального анализа и сверхзаботы, отклонения в поведении — временными, мол, подрастет — сам поймет. 

Такой подход к воспитанию приводит к множественным трудностям в дальнейшем. Только вот замечают свое «неправильное» поведение родители не всегда. Будьте честны с собой: потакая прихотям ненаглядного чада, вы вредите не только себе, но и ему. Вынырнув из-под папиного или маминого крылышка во взрослую жизнь, он окажется к ней не готов. В результате вы можете получить неудачника с уймой вредных привычек, проблемами в профессиональной сфере и так далее. Любовь необходима ребенку, потакание противопоказано. 

Второй распространенный тип — родители-начальники. Эти диктаторы не гнушаются того, чтобы поднять ребенка в шесть утра ради зарядки, заставить его есть только то, что полезно, по их мнению, и лечь спать точно по расписанию. На первый взгляд ничего противозаконного: дисциплина и здоровье еще никому в жизни не мешали. Но в поведении взрослых кроется одна серьезная ошибка: они не объясняют причины своих распоряжений. В лексиконе папы и мамы есть слова «можно» и «нельзя», но вопрос «почему?» постоянно игнорируется. 

Итог воспитания таков: ребенок вырастет классическим исполнителем. Знаете, как в анекдоте: «Положено — ешь, не положено — не ешь». Второй вариант: бунт, бессмысленный и беспощадный. Вплоть до принятия наркотических средств в пику «правильным» родителям. Вывод ясен: в стойкости характера и режиме дня нет ничего плохого, но ребенок должен понимать, зачем и почему с ним это происходит. Нельзя игнорировать мнение личности, пусть ей и четыре года от роду.

Тот же самый совет можно отнести и к еще одной категории родителей — фанатикам. С самого раннего возраста они начинают совершенствовать свое дитя, помещая его в разные кружки и студии, строить его карьеру, отводя, к примеру, на кинокастинги. Подросшее чадо сутками занимается с репетиторами по всем предметам, «ведь талант нужно взращивать», а «мир — не место не для игр». 

Сам ребенок превращается в некоего высокофункционального робота, которому не позволены маленькие слабости в виде друзей, компьютерных игр и возни с животными. В подростковом возрасте прессинг оборачивается апатией или бунтом: чаще всего ребенок не желает ничего слышать об учебе, и держать его в ежовых рукавицах становится все сложнее. В чем ошибка? 

О первой мы уже говорили: не учтено мнение ребенка. Так уж ли ему интересен футбол, фортепиано или балет? Или это сказались ожидания родителей, реализующих свои мечты? Важно, что не каждый ребенок одарен настолько, чтобы стать «звездой», а именно об этом втайне мечтают родители-фанатики. Люди не равны от рождения, и к этой горькой истине нужно привыкнуть всем. Требуя от человека то, что превышает его возможности, мы или ломаем его, или убиваем радость от жизни. Вспомните: ведь это его детство, пора, когда запас счастья еще не так мал.

Четвертая категория домашних воспитателей — это родители-друзья. Симпатичный вариант воспитания. Сама доверительная атмосфера в доме, уважительное отношение к мнению ребенка позволяют ему набраться собственного опыта, не боясь оказаться в одиночестве. Единственный минус: часто такие родители не являются авторитетами для детей, но они могут рассчитывать на то, что дочь или сын придут со своими проблемами именно к ним. Дети «друзей» часто вырастают самостоятельными и позитивно воспринимают окружающий мир. 

Наконец, последний, пятый, тип родителей — это наставники. Можно сказать, что их детям повезло: эти взрослые — прирожденные педагоги. Удерживая дистанцию между собой и ребенком, они лишь корректируют выбранный им самим путь, прислушиваются к его мнению. Видя в малыше самостоятельную личность, они не сваливают на него свои проблемы и мечты, только помогают справиться с проблемами. Их опыт и знания всегда в распоряжении ребенка, и он знает, что его мнение значимо. Неудивительно, что такие дети вырастают самодостаточными и уверенными в своих силах, умеют принимать разумные решения и добиваться успеха.

У детства есть одно уникальное свойство: каким бы оно ни было, оно все равно нам кажется чудесным. Даже дети вечно пьющих мам и поколачивающих их пап вспоминают о нем с долей ностальгии. Другого рассвета у жизни все равно не будет. На мой взгляд, родительская ответственность от этого только возрастает. Может, начать воспитание стоит с самих себя?