Полёт в ноосферу

Вот и не верь после этого астрологам! 12 апреля, за 21 год до полета Юрия Гагарина, родился другой «крылатый» человек — Михаил Ромадин.

Он мог бы отпраздновать 75-летие, но, к горести любителей искусства, экспозиция в галерее Калужского Дома музыки посвящена памяти художника. Его знают даже те, кто не слышал этого имени. 

Михаил Николаевич — художник фильмов «Первый учитель», «История Аси Клячиной…», «Дворянского гнездо» Андрона Кончаловского и кинопритчи Андрея Тарковского «Солярис». И последнее — его главный титул в веках, хотя Ромадин был народным художником России, лауреатом Государственной премии РСФСР, почетным профессором ВГИКа, почетным доктором Бельгийской Академии современного искусства и так далее.

Как возникла та плотность и достоверность сновидческого, пророческого сна о ноосфере, сфере разума, показанная в «Солярисе»?

Все мы родом из детства, и Мише в этом смысле несказанно повезло, он  художник в третьем поколении — дед, М.А. Ромадин, художник — примитивист; и отец, Н.М. Ромадин, пейзажист — академик, создали дом — очаг культуры. 

Михаилу было тесно в рамках реализма, которые в тот период были единственно принятыми, и он окончил художественный факультет ВГИКа. Кино, как «фабрика грез», было ближе его устремлениям, его методу, отвергающему детерминизм. В мире Ромадина порядок — производное хаоса. Андрей Тарковский писал об этой особенности: «В лучших его работах темперамент из внешнего понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного… переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую».

Тарковский учился в художественной школе в Чудовском переулке, где позднее у тех же педагогов учился Ромадин. Вообще, интерес у того слоя, который называли интеллигенцией, к искусству был повальный. Ромадин рассказывает, что они любили играть так: закрывать репродукцию в альбоме листом с полуторасантиметровым отверстием, и угадывать мастера «по мазку».

«Когда мы с Тарковским и оператором Юсовым только приступили к работе над фильмом «Солярис», нам удалось увидеть новый фильм «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Захотелось сделать что-то прямо противоположное. Таким и получился фильм — не научно-фантастическим, а ностальгическим — по культуре, любви, верности.

Годы почти ежедневного общения сроднили творцов, они постоянно, но неосознанно цитируют друг друга. Вот пламя на руке персонажа фильма «Зеркало» — парафраз любимой картины Андрея Арсеньевича кисти Ромадина — «Горящий элечек». Ромадин, в свою очередь, художественно «стенографировал» содержание бесед с Тарковским. Близок был Ромадин и с другим творцом, коротко «чиркнувшим» по небу оттепели, — Геннадием Шпаликовым. Строкой из его известного стихотворения о всех — всех творцах «но лишь художники открыли, как прорастают эти крылья» и названа выставка. Она — третье обращение галереи к работам мастера.

Первым был проект «Портрет в шляпе», основанный на коллекции Ромадина, включающей офорты Дюрера, живопись старых мастеров, графику и живопись друзей, среди которых ни много ни мало — Тонино Гуэрра, Рустам Хамдамов, Александр Васильев.

Вторым опытом стали «Джазовые акварели», в рамках которого Михаил Ромадин представил серию акварелей Мерилин Вольтен, Майлза Дейвиса, Рея Чарльза, Винтона Морсалиса, созданные с натуры(!). Мастер приезжал сам на вернисажи и создавал карнавальную атмосферу праздника.

Анна Сенатова, руководитель галереи, вспоминает: «Ему очень нравились калужские дома и музейные усадьбы: в одно очень жаркое лето он провел здесь несколько дней, написав акварели». А ещё помнятся импровизированные послевернисажные посиделки в мастерских калужских художников. Двое из них стали товарищами Ромадина по экспозиции: Михаил Мантулин представил живопись, Андрей Волков — скульптуры из металла, и возникла атмосфера полифоничная, но глубинно объединенная темой тяги ввысь.

Сердцем выставки стали акварельные эскизы к фильму «Солярис» — и те, что воплотились в декорации, и те, что остались в мечте. Вы совсем иначе посмотрите (или пересмотрите) этот шедевр после знакомства с экспозицией, уважаемые читатели! 

Михаил Ромадин был очень литературен, обладал эталонной речью, прекрасно писал, был «запойным» читателем. Поэтому его иллюстрации тонки и ухватывают самую суть произведения. Представлены обложка для книги Тонино Гуэрра «Лев с белой бородой», иллюстрации к сборнику «Сказки народов СССР», к рассказам Рэя Брэдбери. Графика, изображающая условно неживое, — как портреты предметов. Помните «Стул», «Башмаки» Ван Гога? Так же насыщена история объектов на листах Ромадина «Инструменты», «Натюрморт с американским кексом, чашкой «Батении» и рюмкой зеленой». «Автопортрет в Париже» показывает человека, свободного от самолюбования, но фотографии сохранили облик на редкость красивого человека, похожего на философа Владимира Соловьева.

Представлены эскизы юного Ромадина к балетам ГАБДТ СССР, в частности, костюм Ундины для Натальи Бессмертновой.

Дополняют экспозицию блестки из коллекции художника — карандашный набросок Сергея Эйзенштейна «Завадский с друзьями», пастель Тонино Гуэрры «Человек-Птица». Люди с крыльями таланта, бесстрашия, мечты, воли, силы духа, они — создатели мира, который мы населяем. У вас была мечта в детстве? Может быть, сейчас самое время приняться за ее воплощение? И тогда невыносимость бытия обернется легкостью?