Сказки южных морей

Приходите, уважаемые читатели, в Калужский краеведческий музей. Экзотическая выставка из московского Музея Востока сразит вас родными мотивами.

Ну не отличишь ткачество из Мьянмы от тарусской вышивки, изображения сграффити со стен калужских домов от рисунков на индонезийских шарфах! Удивительно? Да нет, Земля-то круглая, и все люди — братья, в крайнем случае, двоюродные.

Предметы декоративно-прикладного искусства из Юго-Восточной Азии (Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Индонезии, Мьянмы) как нельзя более отвечают русскому вкусу — они блестящие и яркие.

Храмовое панно из Южного Вьетнама — технически скромная роспись водяными красками на хлопке. По содержанию — чистый Марк Шагал. То ли этот лоскут отделил жертвенник от паствы далеко в джунглях, то ли рисовал его витебский художник, как плафон парижской Гранд-опера. Божество, едущее на петухе, козы и быки в жилетках со знаменами в руках, лошадь-воительница с мечом, пятнистый тигр — точь-в-точь как наш лубочный Котофей!

skazki-yuzhnyh-morey-6309506

Не только Афанасий Никитин ходил «за три моря», но и другие купцы, и привезенные ими диковинки легли на сердце народным умельцам. Лаковые шкатулки, например, пленили некогда мастеров Палеха.

Но восточный лак — это не олифа. Его делают из смолы лакового дерева, окрашивая в черный, красный, золотой, серебряный цвета. Такие изделия инкрустировали дивным перламутром галиотиса, и даже яичной скорлупой. В узорах часто встречается повелитель воды и воздуха дракон. Для вьетнамцев он — один из тотемов. Огненный феникс подозрительно похож на золотого фазана. «Владыка джунглей» тигр изображен и на латах, и на посуде как магическое средство защиты и от ран, и от яда. 

skazki-yuzhnyh-morey-6309492

Инкрустированная сияющая шкатулка с символами сезонов — совсем не для дамского рукоделия. Она — услада для мужчин, нечто вроде сигарного ящика. В шкатулке со многими отделениями хранили ингредиенты для смешивания бетеля — смеси для жевания. Она тонизировала, приводила в легкую эйфорию, побеждала кариес. Эта жвачка окрашивает губы в красный цвет, поэтому женщины использовали ее как губную суперстойкую помаду.

Кто же делает эти чудесные вещи? Подданные Социалистической Республики Вьетнам в подавляющем большинстве (73%) — селяне. Произведения же народных промыслов искусны и изысканны, хоть их мастера учились не в академиях. Панно с изображениями знаков зодиака на бархате, вытканное золотом, пайетками, украшенное аппликацией, зеркальными вставками, представляет круг созвездий в том виде, как он был разработан древними звездочетами. Например, вместо Рака в небе над Мьянмой всходит Краб.

Панно «Охота на золотого оленя» рассказывает эпизод эпоса «Рамаяна» о похищении прекрасной Ситы с помощью предательства и магии. Из бамбука, лака, гравировки драма воспроизведена очень живо.

Панно «Четыре сцены из жизни Будды» рассказывает о его детстве и юности. Оказывается, мать царевича, Майя, родила сына из бедра, и он сразу пошел, причем под его ножками распускались лотосы. Все прекрасно было в жизни Сиддхатхи, радующегося вместе с юной женой во дворце отца. Но однажды он выехал за его высокие стены с другом и увидел болезнь, старость, смерть. «Какой толк в богатстве, если и меня ждет такой конец? — подумал юноша. — Как помочь этим бедным людям?» Сострадание толкнуло царевича на путь поисков просветления. Мраморный Будда из калужской коллекции его только что достиг и призывает землю в свидетели этого. 

skazki-yuzhnyh-morey-6309512

Лаковое искусство Мьянмы поражает воображение. Один из экспонатов — чаша, сплетенная из конского волоса. Стенки её настолько тонки и эластичны, что их можно соединить, и лак не треснет. Охранительный символ, лев, нанесен на арт-объект сусальным золотом. 

Искусство Лаоса столь же изысканно и тоже базируется на смеси буддизма и анимизма. Куклы в национальных костюмах множества народов этой маленькой страны — изящные и достоверные миниатюры из папье-маше, ткани, дерева.

Представленный в натуральную величину костюм лаоски вышит крестом, как рубахи наших предков. Яркий передник, плиссированная юбка, черная блуза и тюрбан выглядят актуально. В орнаментах сплетаются мотивы древа жизни, рисового колоса, птицы с головами слонов, храмы с многоярусными крышами. 

Самая фантастическая и экзотическая часть экспозиции — артефакты из Индонезии. К примеру, ритуальные мечи крисы. Их использовали доблестные мужи, чтобы отвести беду от племени. Даже названия этих орудий устрашают, а уж вид: у одного рукоять изображает демона, у другого клинок в форме языка пламени. 

Батики Явы — сон художника-авангардиста. Росписью занимаются даже женщины из высших сословий, называя ее «рисование батиковых узоров сердцем». Один из рисунков — «короткий меч», защищает от черной магии, дает благополучие. Султан Агунг придумал его в XVII веке, глядя, как разбиваются волны о скалы. 

Шарф с острова Сумба несет изображение «деревьев с черепами», чередующихся с изображением духов предков. Официальная наука утверждает, что охота за черепами перевелась к 30-м годам 20-го века. Но практика говорит, что путешественники продолжают исчезать в джунглях… 

Самому Обри Бердслею понравились прихотливые узоры яванских тростевых кукол театра теней, и он их широко цитировал в своей графике. Спектакли ваянг пурво наделяются магико-защитной ролью и играются в дни важных событий в жизни человека и общины. Отводящее беду действо длится всю ночь напролёт, а иногда — несколько ночей. Во дворе дома натягивается белый экран, устанавливаются лампы и мягкий банановый ствол, куда вставляют тростниковые куклы. Единственный кукловод манипулирует ими сам, озвучивает всех персонажей, а их бывает до тридцати шести. Зрители сидят по обе стороны экрана и следят за полетом героев поэм «Рамаяна» и «Махабхарата». 

Сказки южных морей понравятся и детям, и взрослым, разбудят фантазию, подготовят вас к многоцветью весны.