За ценой не постоят

О фактах подорожания продуктов уже кто только не говорил. Как дальше будет развиваться ценообразование и какие механизмы его призваны сдерживать, рассказал заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий КАРЕТИН.

— Проверочные мероприятия нами проводятся при критических изменениях цен, — рассказывает Дмитрий Вячеславович. — Нашей службой таковых с начала сентября прошлого года уже было проведено более двадцати. 

tseny2

Прежде всего, мы отслеживаем факты таких нарушений, как доминирующее положение торговой сети на определенной территории (более 25% доли на рынке) и картельные сговоры. Однако ни одного подобного факта в Калуге не выявилось. Иными словами, каких-то согласованных действий на рынке не усматривается по уровню цен. В разных торговых сетях можно найти товары, отличающиеся друг от друга по стоимости. Рынок конкурентный, разные производители, торговые сети.

Вместе с тем в рамках проверок регулирования были установлены нарушения, которые косвенно могут повлиять на рост цены. Это установление обязательных выплат при достижении поставщиками определенного объема продукции — так называемый бонус. Он не может устанавливаться на социальные товары. В крупных сетях существует соответствующее подразделение по контролю за этим вопросом. Их собственные юристы следят за тем, чтобы цены не росли.

Однако они все же заметно ползут вверх. Среди причин этого Каретин назвает не только спекуляции на фоне нестабильной экономической ситуации, но и самые простые сезонные изменения, в связи с которыми цены меняются каждый год.

— Сезонные изменения цен на овощи и фрукты, молочную продукцию, яйцо, мясо — нормальная ежегодная практика, не надо забывать об этом. Вместе с тем сейчас возможны какие-то излишние спекуляции.

Этот вопрос нами обсуждается каждую неделю, и серьезных изменений мы пока не видим. Но в России экономическая деятельность свободная. У нас рыночная экономика, и непосредственно устанавливать цены на продукт не в нашей компетенции. Мы можем повлиять на сеть только в том случае, если определенный продукт подорожал на 30% и более в течение 30 дней. Касательно нашего региона мне неизвестны такие примеры.

Антимонопольщики мониторят цены: на их официальном сайте можно отследить текущую ситуацию и сравнить с ценами на те же продукты несколько месяцев назад. 

— Цены меняются, это бесспорно. Но довольно часто меняются по объективным причинам и не вырастают очень быстро. Это удорожание сырья, возрастание издержек из-за увеличения тарифов на электроэнергию и т.д. Каких-то ажиотажных явлений в нашем регионе не замечено. Мы проводим беседы с федеральными сетями, заключили с ними соглашение о том, чтобы не допускать резкого роста цен на те или иные виды товаров.

Сильные колебания цен, которые мы наблюдали в конце декабря, по мнению специалиста, были связаны с праздничными днями и нестабильной ситуацией с курсами валют. 

— Если трезво оценивать ситуацию, мы понимаем, что рынок успокаивается и к весне выровняется. А сегодня, если смотреть статистику, можно отметить, что цены в разных сетях весьма субъективны и от одной сети к другой могут колебаться очень сильно. Поэтому динамики, направленной на рост цен, нет.

Рост заметен, когда появляются какие-то спекулятивные тенденции. Помните, был искусственно созданный ажиотаж на гречку? Сейчас цены на нее пришли в норму, в среднем можно найти пачку гречки, которая будет стоить в пределах 30 рублей. В момент ажиотажа цена возрастала и до 60 — 70 рублей. Сегодня тоже можно найти дорогую гречку, но это будет, скорее, продукт переработки — определенным образом отобранная крупа, специально обработанная. Зато мы видим похожую тенденцию с сахарным песком и стараемся внимательно отслеживать ее.

Сейчас в ФАС России поступило более 400 тысяч жалоб со всей страны, идет выяснение причин роста цен. 

Галопирующего роста цен на продукты питания антимонопольщики не прогнозируют еще и потому, что торговым сетям просто невыгодно делать серьезные наценки — они потеряют клиентов.

— У торговых сетей есть фиксированная наценка, и им невыгодно этим спекулировать. Если цены вырастают, чаще всего это связано с повышением стоимости у поставщика. Ими мы тоже занимаемся — у нас есть специальное управление.

Но если говорить о тех товарах, на которые были повышения цен, — о гречке, например, то она производится не у нас. Материалы мы передавали в другие регионы, где ими занимались их управления антимонопольной службы.

Есть список социально значимых товаров, на которые торговым сетям рекомендовано делать наценку не более 10%. Эта мера исключает возможность установления большей цены. Сейчас мы настаиваем на том, чтобы продавцы выделяли такие товары специальным ценником или другой какой-то маркировкой. Чтобы потребитель знал об этом. 

К слову, часть зарубежных стран давно использует принцип фиксации наценки. На определенные группы товаров разрешается «накручивать» 10, 20, 30%. Этот механизм довольно эффективно регулирует цены и помогает противостоять их резкому росту. В России его только пытаются апробировать — на примере как раз этих рекомендованных 10% на социальные товары.

Мы попросили Дмитрия Вячеславовича дать экспертный прогноз: чего ждать от цен в ближайшем будущем?

— А вот прогнозированием мы не можем заниматься — у нас таких полномочий нет. Но думаю, что меры по замедлению роста цен, которые уже начали предприниматься, окажутся эффективными. Во всяком случае галопирующих скачков не будет. Вместе с тем антимонопольная служба рассматривает, по существу, все обращения граждан о росте цен на социально значимые товары и готова незамедлительно применять все установленные законодательством механизмы административной ответственности к нарушителям.