В поле ягода навсегда

Английская баллада, немецкий лиид, русский романс — перевод на разные языки одних архетипов.

Поэтому так популярны вышеперечисленные музыкальные формы во всем мире. И поэтому был битком набит зал Дома музыки в Международный день «Битлз».

azatovbitlz5289063

Камерный оркестр Гарри Азатова, хор под управлением Маргариты Кулаевой, Jazzатов-бэнд играли музыку ливерпульской четверки для фанатов. А почему, собственно, эти мелодии и ритмы так дороги поколениям слушателей? 

Об этом мы расспросили мэтра калужской музыки, композитора, создателя и руководителя Муниципального камерного оркестра Гарри Азатова.

— Я впервые услышал «Битлз» школьником, в 70-е годы. До нас добралась битломания. Я битломаном не был, изучал и осваивал классическую музыку.

— Я спрашиваю об этом потому, что, например, у Эдуарда Артемьева текли слезы по щекам, когда он говорил о рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».

— А у Дмитрия Шостаковича текли слезы, когда побеждала его любимая команда «Спартак». У меня текут слезы, когда я слышу симфонию Чайковского. «Битлз» — счастливый случай, когда дилетанты, не зашоренные правилами гармонии, смогли вдуть свежую струю в музыкальный мир. Им повезло в том смысле, что каждый из четверых смог внести свой вклад в эту струю. В музыке, как и в науке, главное — идея, она формулируется в мелодии. Из музыкальных шедевров те остаются в веках, где эти идеи есть. Поодиночке участники «Битлз», как правило, ничего толкового сделать не могли, они подписывались под песней вдвоем, они так договорились. Произведения Харрисона ничуть не хуже, чем Леннона или Маккартни. Когда они разошлись по своим «отсекам», идей стало меньше.

azatovbitlz6308113

— В чем идея мелодии песни «Мишель», если её перевести на слова?

— Слова и у «Битлз» появлялись потом. Для меня абсолютно не важны слова песен. Содержание мелодии «Мишель» глубокое. Оно сначала воспринимается музыкантом, потом — слушателем. Это — зерно, музыкальная идея, которая дает исток музыкальному произведению.

— Существует ли объективность оценки мелодии?

— Да, есть. Но она заключается не в том, приняла или не приняла сегодня мелодию публика. Иногда идея (мелодия) опережает свое время. Объективность заключается в том, сумела ли мелодия «продержаться» десять — двадцать лет «на слуху» у массы. Например, песни Пахмутовой до сих пор поют. Другой пример — Моцарт, гениальный композитор. Но он написал множество произведений, а чаще всего исполняются последние три симфонии, а сорок симфоний перед ними он для чего писал? Мясковский написал двадцать семь симфоний, а что вы помните? Моцарту больше повезло.

— Почему на многих из нас так сильно действуют мелодии «Битлз»? Может быть, они отражают архетипы? 

— Я много лет назад преподавал в Саратове детям композицию. Были дети, которые, не зная теории, приносили яркие талантливые находки. И их количество выше, чем у студентов консерватории. Мы не знаем, откуда берется музыка. Это — серьезная загадка. Дети, не омраченные наукой, способны на такие интересные интонационные, гармонические ходы, что я у них учился. 

— Существует ли глубинная связь мелодии со смыслом бытия?

azatovbitlz6308117

— Я в это не верю. В 70-е годы антропологи провели эксперимент, действует ли музыка на людей одинаково. И оказалось, что дикие племена воспринимали Моцарта, например, как шум. Это описано у культуролога Асафьева. В музыке ритм первичен, а не тональность. 

Человек, не воспитанный в определенной интонации, не получает удовольствия от разрешения неустойчивых звуков в устойчивые. Это математически доказано. Этот навык потихоньку воспитывается средой обитания. Такой человек получает наслаждение, когда слышит терцию, сексту, и не получает удовольствия, когда слышит секунду или септиму. Поэтому папуас не получит удовольствия от того, что «неустой» разрешился в «устой». Например, у индусов эти понятия тоньше, чем у нас. У нас 12-тоновая система, а у них 24-тоновая. Поэтому объясним документальный случай: падишах в опере получил, по его словам, больше всего удовольствия от настройки оркестра перед увертюрой, а не от спектакля.

Во всем мире звуковые среды, которые окружают человека, различны. В нашем концерте использованы практически все известные композиции…

И на каждую публика откликнулась цветами и овациями. Вечная молодость песен, как несмятая трава, заставляла вспоминать первый танец, первый поцелуй. Земляничная поляна «Дома музыки» звала меломанов к себе своими плодами (неважно, назад или вперед).