Сказки Гофмана

Бальзак писал Стендалю: «Гофман — самый фантастический из писателей». На самую волшебную из его сказок, «Щелкунчик», приглашает в преддверии Нового года Калужский ТЮЗ.

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман — наш соотечественник, он родился в Калининграде. Шутка. Тогда, в 1776 году, Кёнигсберг был столицей Пруссии. Несчастливое детство в приземлённой среде судейских, развод родителей, «юность, подобная выжженной степи» не помешали расцвету его талантов.

cshelkunchik7115

Одарённый адвокат, советник апелляционного суда, слушавший лекции Иммануила Канта, он хотел действительно бороться с несправедливостью, защищать невинных, и на этом поприще претерпел гонения, ссылки, отставки, умер под судом за написание сказки «Повелитель блох».

Нежный отец, он лишился единственной дочери, когда ей исполнилось два годика. Незаурядный композитор, оценённый Бетховеном, он, виртуоз, музыкальный директор оперной труппы Лейпцига и Дрездена, написал множество сочинений.

cshelkunchik 7339

Но через несколько месяцев после премьеры его оперы «Ундина» театр сгорел вместе с декорациями на глазах Гофмана. Кстати, он сам был их автором, иллюстрировал свои книги, был ярким живописцем, тонким портретистом, рисовал каприччиос в духе Гойи.

Жизнь с наполеоновскими воинами, восстаниями, революциями била этого талантливого человека нещадно, не единожды ставя буквально на грань голодной смерти. Но искусство он никогда не оставлял! Сам так увлекался фантасмагориями, что в испуге будил жену, и его преданная Миша сидела рядом ночи напролёт, вязала чулок.

Душа литературного кружка «Серапионовы братья» написал немало сказочных историй, но вовсе не детских. Их, например, «Золотой горшок» так страшно читать, как будто у вас на глазах душат человека. И лишь с возрастом понимаешь, что душат не автора, а читателя. Душат пошляки — филистеры, обыватели — живоглоты, крошки Цахесы — самозванцы.

Как перевёл постановщик Михаил Визгов язык мятежной романтики на детский лад? Михаил Алексеевич рассказал нам о своём понимании безбрежных смыслов сказки «Щелкунчик».

— Первым препятствием в реализации текста сказки Гофмана на сцене был возраст героини. Мари (Екатерина Крахмалёва, Мария Лебедева, Виктория Балашова (студийка) — всего семь лет, и все диалоги, ситуации, искушения рассчитаны на девочку этого возраста. Нынешняя редакция рассчитана на подростков, а психология их сильно отличается от детской. Наш «Щелкунчик» — история взросления. Героиня входит в события в одном качестве, а выходит — в другом, её личность изменяется по ходу действия. Какие же переживания привели к взрослению? Мари ужаснул поступок Пирлипат (Алина Шелест, Диана Рогова), которая оттолкнула спасшего её Щелкунчика (Кирилл Ланцев, Иван Денисов), когда злое волшебство, превратило принца в куклу. 

Мы попытались прояснить не явно описанную двойственную роль крёстного, Дроссельмейера (Анатолий Соцков, Александр Терехов), в судьбе Щелкунчика. Он нехотя погубил его, посоветовав помочь Пирлипат, но и свёл со своей спасительницей Мари. Пружина развития сюжета — вина дяди перед племянником. Дроссельмейер подарил своей крёстной Мари в рождественскую ночь механическую игрушку, Кукольный замок, где в виде кукол действовали и он сам, и Щелкунчик… Разыгрывается сказка в сказке. 

— Дроссельмейер — альтер эго Гофмана. Он сам мастерил куклы, любил подшутить над друзьями, в пылу застольной беседы подсунув товарищу механического уродца. 

— Дроссельмейер описывается неприязненно — как тёмный, юркий, маленький человечек, одноглазый, в парике из стекловолокна.

— Гофман не был Аполлоном — маленького роста, болезненный, но быстрый, живой, как ртуть, с курчавыми светлыми волосами. Может быть, они блестели на свету, как стеклянные нити? 

— Дроссельмейер говорит Мари о своем подарке: «Мне не под силу оживить кукол, только ты можешь это сделать». И она делает это своей детской фантазией, своей юношеской любовью. То есть Мари стала посредницей в очеловечении Щелкунчика, и так свершилось становление её личности. А произошло это через жертву Мари детством — она отдала Мышиному Королю (Станислав Гарталов, Алексей Алешко) сласти, игрушки. Но когда он потребовал отдать платье, которое девочка надевает, когда становится взрослой, Мари не могла решиться, и тогда ей на помощь пришел Щелкунчик. Завязалась битва, в которой он победил. Мари обещала любовь деревянному герою, тогда он обрел человеческое лицо и счастье с Мари в Сказочном королевстве.

Другая тема нашей постановки — одиночество ребенка перед проблемой взросления, разобщенность поколений. Родителей Мари мы «засунули» в звуковое письмо. Они в гостях у «очень важных людей» и оставляют Мари пластинки с записью своих наставлений и пожеланий.

— Очень актуально! Проблема отцов и детей вечная, но сейчас, когда общение и воспитание идут по скайпу и через эсэмэски, она приобрела гротескные черты.

— У Гофмана мать говорит Мари: «Я понимаю, что ты чувствуешь, но не могу это выразить».

…Как сохранить детские свежие восприятия реальности? Например, окунуться в мир Гофмана на спектакле ТЮЗа. Тамара Голованова с командой портных и бутафоров преобразила персонажей, как фея, создав хрустальный блестящий мир сказки. Увидев эту красоту, вы обязательно захотите нарядить Рождественскую ель дома, как вечное дерево жизни, залог её продолжения в новом году!