Мы все писали понемногу…

Пожалуй, самой нашумевшей темой в образовании в этом году было возвращение сочинения в итоговый экзамен. 

Точнее, связь с экзаменом там не прямая: в ЕГЭ сочинения по-прежнему не будет, но чтобы до ЕГЭ допустили, его нужно написать так, чтобы комиссия поставила «зачет». Школьники писали его, пока верстался номер, 3 декабря, а до этого мы пообщались с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учительницей русского языка и литературы школы № 19 Мариной Осиповой.

sochinenie2

— Марина Алексеевна, когда ученики в последний раз писали сочинение?

— Просто сочинения из программы не исключались. Но в 2003 году, когда появился ЕГЭ, итоговое сочинение писать перестали. И теперь, спустя 11 лет, его вернули.

— Как к этому отнеслись ученики, родители, сами учителя?

— Честно говоря, ученики были в шоке. Ведь сочинение не просто вернули, его вернули совсем недавно: в начале года о нем никто ничего не знал, а уже 3 декабря мы пишем итоговое — то, которое пойдет в зачет перед ЕГЭ. Перед ним было пробное. В нашей школе три незачета. Один, правда, ожидаемый. Но еще двое учеников просто запутались, не сориентировались.

— Как можно получить незачет? По каким критериям оценивается сочинение?

sochinenie1

— Главных требований два: нужно, чтобы сочинение соответствовало выбранной теме и опиралось на литературное произведение. Причем требуется не только упоминание его, как пример, а именно анализ произведения. На экзамене дается несколько тем. На пробном, например, было три. Причем из тех, которые мы с учениками отрабатывали, была только одна. Поэтому, я думаю, некоторые и запутались.

— Некоторые темы сочинений звучат безотносительно конкретного произведения. Например, «Почему важно уметь сострадать другому». Они тоже должны быть связаны с произведением?

— Безусловно. Причем ученик может выбрать для анализа не только программную литературу — она ведь условна. В этот раз, например, многие писали сочинение по произведению Экзюпери «Маленький принц». А вообще есть, конечно, список литературы, который мы прорабатываем. Это очень хорошо, что дали возможность написать пробные сочинения: это важно прежде всего для самих ребят. Те, кто получил незачет, теперь научатся на своих ошибках. 

— Кстати про ошибки: много ли грамматических или стилистических ошибок делают современные школьники?

— Вовсе нет. С этим они справились совсем неплохо.

— А с чем плохо справились?

— Да в общем-то справились хорошо. Мы сочинениями в целом довольны. 

— Что это за сочинения? Они похожи на те, которые писали мы на выпускных экзаменах?

— На самом деле совсем не похожи. Нынешние дети думают быстрее нас, их мысли лаконичней, они стремятся к более коротким, но более емким высказываниям. Для них написать шесть листов рукописного текста, как это требовалось от нас, нереально.

Норма — 350 слов. Зачет идет только от 250. Когда принимали сочинения, мы действительно сидели и считали слова. Мало было тех, кто вышел за рамки 350 слов. Но те, кто вместился в 250, были. 

— Как вообще проходит проверка сочинений?

— Все очень строго. Во-первых, создается целая комиссия — не один педагог. Во-вторых, все работы пишут на специальных бланках. Потом их сразу сканируют. Комиссия проверяет копии, а оригиналы увозят в управление образования. Потом сочинения будут выкладываться на специальном сайте, куда может получить доступ любой вуз. Насколько я понимаю, работа будет важной для гуманитарных университетов. 

— Если 3 декабря кто-то получит незачет, он не допускается к ЕГЭ и сможет сдавать экзамены только в следующем году?

— Не совсем так. У несдавших будет несколько возможностей написать сочинение еще раз. Но тут нужно помнить, что подавать заявки на ЕГЭ нужно будет уже в конце зимы. Например, те, кто сдает ЕГЭ срочно, должны определиться с предметами уже 1 февраля. К этому времени сочинение уже должно быть зачтено, а допуск к единому госэкзамену получен.

— Из сочинений, которые вы прочли, можно сделать вывод о современной молодежи? Какая она, чем живет, чем интересуется?

— Наверное, можно. Вот только молодежь сейчас очень закрытая. Можно говорить о том, что она более прагматична, чем другие поколения, больше говорит о своих правах и, как и все молодые и амбициозные, не всегда понимает свои обязанности. Но молодые в то же время и более ранимые. Очень ревностно оберегают свою личность. 

— И последний вопрос: какие у вас прогнозы на результаты сочинений 3 декабря?

— Я думаю, что все будет хорошо! Мы проработали со своими учениками все темы, их типичные ошибки после пробного сочинения. Я думаю, что они справятся.