Снести нельзя, оставить?

Мы не раз поднимали тему незаконного строительства в Калуге. В последнее время наметились кое-какие шаги со стороны городской управы по пресечению подобной практики. И все же пока что ни одно (!) судебное разбирательство не завершено, ни один самовольно возведенный дом не снесен. Более того — застройщики, похоже, уверены в своей безнаказанности. 

Пока в работе Калужского районного суда по делу о признании здания по адресу: г. Калуга, ул. Королева, д. 65/17, самовольной постройкой образовалась пауза, строители не прерывают работу — потихоньку стеклят окна. Похоже, они считают, что свои расходы все-таки «отобьют». А что суд? Закон что дышло… При наличии хорошего юриста можно вполне повернуть его в свою сторону.

Видимо, также рассуждают и затеявшие строительство дольщики, которые практически за три месяца подвели трехэтажный мансардный дом под крышу (о доме на ул. Дарвина, 2а, мы уже писали в предыдущем номере — см. «Знамя» в семье», «Дом преткновения»). Строители явно спешат. Напомним, что оба дома строятся без получения разрешения. 

Причина торопливости застройщиков будет понятна, если предположить, что они хотят успеть уложиться в рамки Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который позволяет регистрировать право собственности и ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию до 1 марта 2015 года без разрешения на строительство. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, на что и надеются те, кто решается на такое строительство. 

По данным городской управы, в Калуге сейчас насчитывается 39 объектов капитального строительства, имеющих признаки самовольной постройки. По некоторым из них уже идут судебные разбирательства, по другим ведется сбор документов для подготовки в суд. Напомним, иски начались по инициативе нынешнего исполняющего обязанности городского головы Константина Баранова, который в начале весны обратил внимание чиновников на их пассивность в отношении «самовольщиков».

Суды по делам о сносе самовольных построек идут достаточно долго. Незаконные застройщики сопротивляются, выдвигают свои требования, апеллируют к тому, что понесли большие расходы в связи со строительством и вовсе не собираются сносить построенное нелегким трудом. 

Основанием для сноса является наличие признаков самовольной постройки. Для того чтобы это доказать, суды назначают строительно-техническую экспертизу. В ходе ее нужно, во-первых, определить, соответствует ли строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, тем целям, которые заявлялись при получении разрешительной документации, либо вообще категории земельного участка под строительство. К примеру, если вы построили жилой дом на земле, которая относится к категории «земля сельхозназначения» или «лесного фонда», налицо ее нецелевое использование, а значит, есть основания для сноса строения. 

Строительство многоквартирного дома высотой в несколько этажей тоже не очень соответствует назначению земельного участка, предназначенного для садоводства, огородничества и дачного строительства. 

В городе сегодня мы часто наблюдаем ситуацию, когда на небольшой площади застройщик вместо заявленного индивидуального жилого дома возводит многоэтажное строение, а впоследствии продает квартиры в нем. Суд сталкивается с задачей доказать, что данный дом — многоквартирный, а именно, что в нем есть от двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. 

Также индивидуальный жилой дом должен быть предназначен для проживания одной семьи и иметь не более трех этажей. В этом случае также становится понятным, почему самовольные постройки, маскируясь под индивидуальные жилые дома, в большинстве своем имеют три этажа.

Еще одним камнем преткновения в деле доказательства незаконности строительства является нарушение градостроительных норм при застройке. Одной из них является необходимость отступа от соседнего жилого строения как минимум на 6 метров. Впрочем, если нарушения градостроительных требований не столь существенны, суд может на них закрыть глаза. Главное — чтобы постройка не нарушала права и интересы других лиц и не создавала угрозу жизни и здоровью граждан.

К сожалению, наша власть, как часто это бывает, поздно отреагировала на проблему самовольных построек. Отсутствие наказания за самоуправство породило безнаказанность. В результате только в областном центре почти сорок домов «подвисли» в воздухе. В следующем году их ожидает волна исков и безрадостная перспектива сносов части из них. Возможно, случись первый суд с положительным решением на пару лет раньше, глядишь, большинство из зданий-«призраков» не появилось бы.

А для покупателей недвижимости явление нелегальных построек таит потенциальную опасность стать собственником жилья «под снос». По крайней мере, прецеденты в других городах уже были. Люди заселились в новый дом, а он по суду был признан самовольной постройкой, которую через некоторое время показательно сровняли с землей. 

Чтобы избежать незавидной участи оставшихся без крова, стоит при покупке квартиры обращать внимание на документальное «сопровождение» строительства. Во-первых, лучше не приобретать доли в доме, который располагается на участке под индивидуальное жилищное строительство и еще не построен. У застройщика следует поинтересоваться наличием разрешительной документации, а также государственной регистрации права. Если соответствующие бумаги имеются, стоит сравнить соответствие постройки проекту, хотя бы визуально.

Во-вторых, площадь застройки не может по нормативам превышать 40 процентов от всей площади земельного участка, а каждая из частей дома располагается на индивидуальном земельном участке. При строительстве не допущено нарушений градостроительных норм и правил, нет признаков общего имущества сособственников (лестничные площадки, подъезды и прочее).

Важным моментом является присвоение дому адреса в установленном законом порядке. Если появились серьезные сомнения, лучше от приобретения жилья в подобном доме отказаться.