Девять этажей беды

Когда в руки берешь очередное письмо-жалобу на коммунальную службу, то диву даешься: как всё похоже! Точно люди, сговорившись, друг у друга списывают тексты: течет крыша, развалились стояки, в подвале до колена вода и т.д. 

На этот раз текст письма жителей дома №5 по улице Комсомольской ничем не отличался от аналогичных криков о помощи. Направляясь на окраину Калуги, заранее представляла себе двухэтажку довоенного времени, где все пришло в упадок. Каково же было удивление, когда перед нами оказался девятиэтажный дом, с виду — одно загляденье. Но стоило войти в полутемный подъезд с облупленными стенами, восхищение пропало — в нос ударил такой аромат, что хоть надевай противогаз.

devyateytazheyneschastya 9173

История этого дома, построенного в 1984 году (не такой уж древний!), берет начало со времен, когда возводилось всего много и бесплатно. Некий строительный трест решил дать общежитие своим работникам. Потом настали другие времена, трест был ликвидирован, а 70% квартир были переданы в муниципальную собственность. За 29 лет дом не знал серьезного ремонта, лишь что-то косметическое было сделано на нескольких этажах. То, что реанимировать строение давно пора, подтверждено и актом комиссионного обследования ряда квартир.

В 2011 году управлением городского хозяйства Калуги был утвержден перечень объектов капитального ремонта за счет бюджетных средств, в который вошел и этот дом. В работы входили: ремонт системы горячего водоснабжения и канализации, латание кровли, замена электрооборудования. Но все это планировалось провести не ранее 2013-2014 годов. Люди терпеливо ждали. Однако случилось то, что чаще всего происходит в подобных случаях, — бывшая печально известная управляющая компания ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа» прекратила свое существование, а с новой — ООО «Калуга-Заказчик» — соглашение не заключено.

Как жили люди все это время? Бывшая УК, правда, предприняла попытки что-то отремонтировать, в частности, разобраться с подвалом, где ситуация была катастрофической. Но и по сей день во многих квартирах люди всю зиму мерзнут, пользуясь обогревателями. А это весьма затратно, цена на электроэнергию растет непомерно. Но даже не в цене дело, а в том, что проводка в доме дышит на ладан, и не раз уже случались возгорания.

Так как же жильцы будут переживать зиму, которая вот-вот нагрянет? Управляющая компания резонно замечает: причина холода в том, что забит стояк, и нужно устанавливать новый. Ау, люди! Кто самый смелый, умелый и сделает это профессионально, ведь похоже, что таких мастеров в жилищной компании нет. А потому подвал превратился в зловонное озеро, в котором купаться охота разве что скопищу комаров.

Заглянули в несколько квартир первого этажа. Вид ужасающий: стены в плесени, трубы безобразно искорежены ржавчиной. Но не лучше живется и тем, кто на верхних этажах: протекает крыша, воду собирают тазами и ведрами. В местах общего пользования картина не лучше: вода протекает по этажам, попадая и на электропроводку. Чем это опасно — знает даже школьник.

Если кто-то думает, что это один такой разнесчастный дом в областном центре, то это не так. Их тьма и тьма, и писали об этом мы многократно, да только ответов от горуправы не получали. Типичной можно считать и ситуацию с нашими управляющими компаниями, которые, правда, порой дают ответы на жалобы жильцов, да только бумажные заверения не меняют критического положения домов. 

Сколько лет занимаюсь этой кровоточащей темой, столько скопилось и примеров плутовства коммунальных служб. Только люди вроде бы воодушевились обещанным ремонтом, а жилищная компания уже пропала. Пришел новый управленец, который, как правило, не желает брать на себя ответственность за халтуру своего предшественника. Кстати сказать, вместе с УК столь же часто меняются и городские службы, ответственные за состояние жилого фонда.

В 2013 году с домом на улице Комсомольской разбирался начальник управления ЖКХ Калуги Александр Скуборев, который сообщил жильцам следующее: «В соответствии с договором в обязанности управляющей компании «ООО «Калуга-Заказчик» входит организация капитального и текущего ремонта, содержание общего имущества дома в надлежащем состоянии». А кто с этим спорит?! Далее руководитель ведомства отчитывается о сделанном: «Выполнены работы по устранению аварийной ситуации на дворовых сетях канализации, устранены засоры канализационных выпусков, произведено откачивание стоков из подвального помещения», и т.д.

Но далее следует убийственная приписка, касающаяся бывшей управляющей компании: «По информации ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа», работы по ремонту канализации согласно соглашению выполнены, но приемка работ специалистами управления жилищно-коммунального хозяйства Калуги не осуществлялась». Нужны ли здесь комментарии? Выходит, что горуправа в своей работе руководствуется только отписками лживых компаний, а проверить липовые отчеты ей недосуг! Вот бы вместе с нововведенными акциями по проверке дорог, дворов, парковок и рынков высокие чиновники лично выборочно заглядывали в старые дома и сравнивали звонкие рапорты с истинным положением.

Кончается 2014 год. Кто теперь на самом деле (не на бумаге) в ответе за девятиэтажный дом? Куда направят стопы ходоки из прогнившего строения? Опять в горуправу? Или в жилищную инспекцию? А потом — в суд? Хотя вряд ли жильцы смогут выиграть дело — причина в том, что в доме неплательщиков за коммунальные услуги намного больше, чем протечек в трубах.

Так что, цитируя в письме положения Жилищного кодекса, люди почему-то не учли, что, помимо прав, у них еще должны быть и гражданские обязанности. Естественно, это не относится к законопослушным гражданам. И не их дело разбираться с любителями жить на дармовщину. А это опять же дело управляющей компании.

Эту печальную повесть можно продолжать без конца. На месте Скуборева — новый чиновник, в чьем ведении масса подобных домов и столько же ответственных за их содержание. Кто и когда разорвет эту мертвую петлю бездействия и непрофессионализма? Какая узда (или плеть) нужна для лиц, исправно собирающих огромные деньги с жильцов, которым в обмен они ничего не дают? Похоже, что все большее ужесточение требований и даже введенное жесткое лицензирование для управляющих компаний их не больно страшит.

Как-то у одного высокого лица я поинтересовалась: а не разбегутся ли в связи с этим коммунальные управленцы? «Никогда! — был ответ. — Слишком прибыльное это место».