Не ждать, а действовать

Ежегодно в нашей области строятся детские сады, но с учетом роста рождаемости и миграционных процессов (только в этом году в регионе добавилось около 2000 малышей из Луганской, Донецкой областей Украины) устроить ребенка в дошкольное учреждение становится все труднее. Очередь в детские сады, испытывающие острую нехватку мест, к сожалению, не сокращается. А молодые мамы между тем рвутся на работу.

Как решать эту проблему, какие формы устройства дошкольников следует развивать и что для этого требуется? На эти и многие другие вопросы пытались найти ответы участники видеоконференции, проведенной заместителем губернатора Русланом Смоленским.

В ней приняли участие специалисты министерства образования и науки, главы администраций муниципальных образований области, эксперты по развитию вариативных форм дошкольного образования, а также мамы, которые, организовав семейные детские группы, успешно работают, и те, кто об этом только мечтает.

Руслан Смоленский: «Сады у нас строятся. Скоро будем открывать новый современный сад в Износках. Но некоторым муниципалитетам стоит задуматься о развитии семейных детских садов, ведь обычные переполнены, в группах от 25 до 30 малышей. Легче найти пять-шесть мам, готовых присматривать за своими и другими детьми, чем ввязываться в строительство. Опыт такой в регионе есть и дает положительные результаты».

По словам заместителя министра образования и науки Снежанны Терехиной, в области сейчас четыре дошкольные семейные группы в Дзержинском, Тарусском и Мосальском районах. В них двадцать ребятишек. По мнению специалистов, в семейной группе, а она является структурным подразделением детского сада, должно быть не менее пяти малышей.

Создать группу может любая семья при детском саде, начальной школе или на дому. Региональным министерством образования и науки разработаны нормативная документация и методические рекомендации. Комплектование групп осуществляется не по возрастному принципу, как в традиционных садах. То есть там могут быть как полутора-двухгодовалые дети, так и шестилетки. При этом соблюдаются все меры безопасности содержания детей, а к воспитателям предъявляются требования, как в любом образовательном учреждении.

Медицинскую, методическую помощь дети получают на базе близлежащего муниципального детского сада, в структуру которого входит семейная группа, а маме-воспитателю выплачивается заработная плата. Питание ребятишек — по усмотрению воспитателя. Мама может готовить сама, если у нее есть такое желание, если нет — еду привозить можно из детского сада.

Умида Каюмова из Кондрова воспитывает с мужем двоих малышей. На очереди в детский сад стояли больше двух лет. Продвинулись незначительно.

— Сколько еще можно ждать, годы идут, а у меня — ни отчислений в Пенсионный фонд, ни стажа. Я работать хотела, — делится молодая женщина, — потому и решили организовать сад на дому: двое своих и трое детей из других семей, хотя поначалу я сильно сомневалась в своей затее.

— Вы педагог по образованию?

— Нет, у меня два высших образования, но педагогического нет. Я много работала, вникала в тонкости, без конца ходила в детский сад, училась. Мне помогали и помогают специалисты отдела образования, заведующая детским садом «Родничок», к которому мы прикреплены.

— В чем конкретно эта помощь заключается?

 — Купили развивающие игры, садовский методист раз в неделю приходит к нам, вместе проводим занятия с детьми. Она подсказывает, где и какие допускаю ошибки, хвалит за успехи. Утренники, праздники проводим вместе в детском саду. С «Родничком» мы одна команда. Два раза вожу туда своих ребят на музыкальные занятия. Лепим, рисуем сами. Дети наши, их проверяли, развиваются не хуже садовских.

— В вашей квартире сколько комнат?

— Две, большую по площади отдали детям.

— И где они у вас спят, пять кроватей в одной комнате разместить трудновато?

— Ставим раскладушки, хотя это и не совсем правильно…

— Как организовано питание?

— Нам привозят готовую пищу из «Родничка».

— Простите, Умида, а зарплата у вас какая?

— Двенадцать тысяч, плюс стимулирующие надбавки. В общей сложности около двадцати тысяч выходит. Я довольна: получаю деньги, идут стаж, отчисления на будущую пенсию. И дети при мне.

Я бы советовала женщинам, истосковавшимся по работе, смелее организовывать дошкольные группы. Страшней, на мой взгляд, сидеть и ждать неизвестно чего.

А калужанка Розалия Жилович, мама одиннадцати (!) детей, все родные, вынашивает эту идею уже давно. Старшему сыну — 21 год, младшему — три месяца. Дошкольников у Жиловичей четверо, и сорокатрехлетняя Розалия готова хоть сегодня работать воспитателем, приведя к своим дошколятам столько же из других семей. У них коттедж, условия позволяют. Розалия — фельдшер, закончила музыкальную школу, имеет диплом теолога-педагога (преподаватель слова Божьего).

По итогам обследования все службы дали положительное заключение, кроме пожнадзора. Это и стало точкой преткновения. Но от идеи Розалия отступать не хочет. 

— Вы позволите завтра приехать к вам, посмотреть, в чем дело, и помочь решить проблему? — обратился к ней Руслан Смоленский.

— Конечно, пожалуйста, — обрадовалась женщина.

С чего начать, куда обращаться — это вопросы еще одной претендентки в воспитатели. На все она получила исчерпывающие ответы специалистов. А Руслан Смоленский заверил, что каждую семейную группу будет держать под личным контролем и всячески помогать развитию этой формы устройства детей. Она позволит сократить очереди в детские сады и дать возможность мамам выйти на работу.