Встаньте ровно!

Месяц назад в центре Калуги в полную силу начали работать платные парковки. Как калужане приняли нововведение, добились ли чиновники того, чего хотели, и над чем будут продолжать работать, рассказал заместитель директора Службы единого заказа городского хозяйства Вячеслав Москвитин.

— Как показывает международный опыт организации транспортного трафика, момент назрел: автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения людей.

По количеству транспорта Калуга занимает третье место в России. Ну и вы сами видите, что делается с улицами: жесткое несоблюдение автомобилистами правил парковки… Первая часть этого проекта преследовала цель разгрузить улицы. 

— Вячеслав Федорович, вы же понимаете, что машин от того, что парковки стали платными, меньше не станет. Просто теперь не только улицы, где останавливаются на 15 минут, теперь и дворы забиты машинами тех, кто здесь работает и ставит авто на весь день.

— Давайте так: первый шаг сделан. Центральные улицы мы разгрузили. Люди, которые приезжают в центр на работу, перестали ставить машины в центре на целый день. То есть с этим мы справились. Что мы увидели? По факту — машины с этих улиц мигрировали на второстепенные и во дворы. Поэтому второй этап: мы планируем совместно с городскими депутатами прорабатывать вопрос об установке пропускной системы во дворы. Разумеется, мы будем работать над этим вопросом и с самими жителями, и со структурами, обслуживающими эти территории. Мы здесь не изобретаем велосипед, а поступаем по тому же принципу, который годами работает в Европе и появляется в таких же пилотных городах, как наш: во дворах ставятся шлагбаумы, которые могут открыть только жители этого двора.

— Не получится ли так, что право на проезд и установку машины во дворе получат лишь избранные жители? В Калуге очень известна проблема, когда человек семь из всего дома размежевывают землю, ставят шлагбаум, устраивают парковки и больше никого не пускают.

— Мы об этом знаем и понимаем, что тут нужен сугубо индивидуальный подход. Нужна работа с населением. Если семья имеет три машины, ей надо понять, что всем места не хватит и что, скорее всего, только одну из своих трех они поставят перед домом на территорию за шлагбаумом. Здесь мы будем вести работу с населением и постараемся привлекать депутатов и прессу. Понимаем, что это будет болезненно.

— Давайте вернемся: ставить машину около работы на платной парковке теперь дорого. Во дворе будет шлагбаум. Что же вы предлагаете людям, которые работают в центре, а живут где-то на окраине?

— Ездить на общественном транспорте. Город у нас небольшой, на троллейбусах, на автобусах, на маршрутках всегда можно доехать. Понятно, что это не так удобно, как на личном автомобиле. Но наша задача не только разгрузить улицы, но и улучшить дорожную инфраструктуру города, и, возможно, деньги, которые будут приносить в бюджет города паркоматы, пойдут не только на улучшение парковочных мест и благоустройство дворов, но и на общественный транспорт.

— Вы ссылаетесь на европейский опыт, но в Европе наряду с платными парковками есть отдаленные альтернативные бесплатные парковки. Почему не сделать то же самое в Калуге? Например, многострадальная парковка на месте бывшего «Белорусского рынка» пустая. На ней почти никто не ставит машины — они паркуются рядом. Почему там не сделать альтернативную бесплатную парковку? Реальная возможность разгрузить дворы, вам не кажется?

— В России это первые шаги по внедрению такого опыта. Наш город — третий в стране, где пытаются создать систему платных парковок — до нас это осуществили только в Москве и Екатеринбурге. Казалось, что город у нас не столь огромен, чтобы мы задумывались об альтернативных парковках. Я это предложение учту и отвечу так: это вопрос проработки с депутатами и с городскими властями.

По поводу конкретного места, которое вы называете, я ничего не могу сказать: информация о бывшем «Белорусском рынке» не в моей компетенции. А как человек, который живет в Калуге, я, наверное, соглашусь: было бы неплохо сделать альтернативные бесплатные парковки, и может быть, в этом месте. 

— Раз вы так взялись за эту тему, стоит ли в ближайшее время ждать многоуровневых парковок в центре?

— Я думаю, что это утопия. Посмотрите, как центр перегружен: яблоку негде упасть. В то же время в других районах — на правом берегу, например, такие конструкции вполне возможны. Там это уже практикуется. 

— В СМИ то и дело проскакивают сообщения, что паркоматы разбивают. Может ли так получиться, что техника так и не приживется в нашем городе?

— Действительно, вандалы часто оставляют свой след: пытаются вырвать паркомат с корнем, повредить систему, что-то еще делают. Есть еще и другая проблема — техника требует отладки. По этим двум причинам не все паркоматы работают, и иногда возникают трудности с оплатой (на момент интервью не работали 3 паркомата из 41. — Прим. авт.). Но неисправность — это не причина не платить за парковку. Перейдите через улицу, оплатить там. 

— Появятся ли паркоматы, в которых можно будет платить наличными? Есть же пожилые люди, например, у которых нет банковской карты и которые не ориентируются в своем телефоне — не могут заплатить по смс. Как быть им?

— Если вандалы сейчас уже вскрывают паркоматы, что будет, если в них будут находиться деньги? Мы хотели как раз уйти от вандализма. Поэтому оплату наличными все-таки хочется избежать.

Что касается смоделированного вами случая — пока таких обращений не было, и мне не верится, что современный человек не найдет способа заплатить за парковку. В конце концов, и дедушки сейчас пенсию получают на банковскую карту, а помочь в этом разобраться всегда могут наши сотрудники, которые дежурят на территории парковок. Даже если представить такую ситуацию, она будет единичной, и я думаю, что мы с ней справимся.

— Не будет ли дешеветь каждый час? Первый час, например, 35 рублей, второй — 20 рублей, третий час — 5 рублей. 

— Эта система очень интересная, и мы о ней помним, но пока надо отработать то, что существует. В дальнейшем вполне возможно, что будет применяться такая шкала.

— Штрафовать уже начали?

— Да, мы работаем с системой «Паркон». Автомобили фиксируются, потом проверяем, оплачены ли эти места. Эвакуировать автомобили, занявшие парковку бесплатно, мы не имеем право. 

— Давайте еще раз повторим все необходимые цифры для наших читателей…

— Итак, платными парковки становятся с 9.00 до 21.00. Первые 15 минут автомобиль может стоять бесплатно. Один час парковочного времени стоит 35 рублей. Оплатить можно любое количество времени. Штраф за неоплату парковочного места — 500 рублей в сутки.