Женщины-кошки в Калуге

«Если ты такой умный (талантливый), покажи свои деньги» — гласит американская поговорка. Судя по своим обильным интервью, ее придерживается скандально известный художник Никас Сафронов, чья выставка проходит в новом корпусе областного художественного музея, больше известного любителям искусства как галерея «Образ».

Для искусствоведов такого имени не существует, они отказываются комментировать его работы. Зато олигархи выстраиваются за полотнами в очередь. «Иметь Сафронова» в интерьере престижно. Художественный музей почти до конца «отметился» в списке подобных деятелей — до этого калужане могли познакомиться с творчеством Глазунова, Шилова. Конечно, все эти три имени в равной мере — порождение цивилизации, а именно ее финальной (по Шпенглеру) стадии развития — феллахи.

nikas6309350

Тысячи работ Никаса Сафронова дали ему возможность восстановить собственные замки в Италии, Шотландии… Полотна стоят десятки тысяч евро, поэтому найдется много желающих посмотреть на них. И это прекрасно, потому что не только положительный, но и отрицательный пример — двигатель развития личности.

Кто-то называет автора «гением заказухи», «идеологом галантерейного искусства». Он отвечает им — «но ведь покупают!».

Никасу ничего не стоит спутать в интервью Гогена и Ван Гога, назвать Малевича и Шагала шарлатанами. По его мнению, перфомансы и инсталляции не имеют отношения к искусству. Ну и так далее.

Что же противопоставляет Никас Сафронов искусству ХХ века? Прекрасное. «Сделайте мне красиво», — вопиет заказчик, начиная с героев гоголевского «Портрета». И золота за «красиво» течет рекой, как у классика. Невольно вспоминаешь Оскара Уайльда: «Ненависть века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения».

nikassafronov309349

Если будет желание, то вы, уважаемый читатель увидите в залах 80 работ из циклов «Портреты», «Женщины-кошки», «Сюрреализм», «Анимализм», «Дримвижен» — все то, что было так остро высмеяно в героической телепрограмме «Гордон-Кихот».

«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — хочется воскликнуть вслед за гоголевским Городничим. Действительно, это ведь вы поедаете комбикорм «доширака», майонеза и колбасы вместо натуральных продуктов. Почему видеоряд должен быть другим?

Сердобольный защитник гостя под лозунгом «Давайте жить дружно» скажет: «Да ведь это же поп-арт!» Сравните с работами отцов жанра — совсем другой подход, акценты и, конечно, техника.

Но все-таки, чтобы не повторять за персонажем анекдота: «Я произведений Пастернака не читал, но осуждаю», сходите составить собственное мнение о выставке. Это легко сделать — просто придя в зал вызовите в окошке смартфона картину Сурикова, Вермеера, Поленова… Вперед, к исследованию, наш пытливый читатель!