Перемен ждут полисы…

Страсти вокруг ОСАГО кипят уже около года. Никому не надо объяснять, что происходит, потому что в этом году с проблемой столкнулись все автовладельцы, не оформляющие КАСКО. 

У страховщиков внезапно заканчивались бланки, люди стояли в очереди с ночи, им предлагались обязательные услуги по страхованию жизни и здоровья, когда они приходили продлевать полис ОСАГО или делать новый. В этом году почти у всех появились «свои люди» в страховых компаниях. Также калужане научились готовиться к ОСАГО заранее — звонить, записываться в очереди. 

Лично я ездила страховать машину «по блату» в один из районов области. Страховщики «не под запись» объясняли, что такая ситуация — во всех регионах ЦФО. Однако на мой вопрос: «А как у вас с ОСАГО?», сестра-тулячка удивленно пожала плечами: «Да вроде особых проблем нет». 

Злые языки говорили: у самой финансово успешной области трудности с простой и дешевой страховкой из-за какого-то заговора: конторы хотят денег. Но, судя по всему, с дефицитом полисов столкнулись и другие регионы, потому Госдума озаботилась проблемой и закон о страховании доработала. Первые изменения вступили в силу еще со 2 августа. Окончится преобразование закона только в следующем году: последняя поправка заработает с 1 апреля. А изменения таковы.

Со 2 августа этого года:

— изменился порядок при обращении о прямом возмещении убытков. Предъявлять требования теперь можно только той компании, которая вас страховала;

— порядок оформления аварии без вызова сотрудников полиции немного изменён. Максимальная сумма возмещения, которую можно получить по европротоколу, будет составлять 50 тысяч рублей;

— в случае необоснованного отказа в страховании или навязывании дополнительных услуг компании-страховщику может быть предъявлен штраф в размере 50 тысяч рублей.

C 1 сентября этого года:

— введены тарифы, разработанные Банком России, и появилось понятие «тарифный коридор»;

— снимается обязанность по страхованию транспортных средств на гусеничном, полугусеничном, санном ходу и т.п., а также прицепов к ним;

— приобрести полис ОСАГО можно будет в любом филиале страховой компании;

— если выплаты по возмещению урона будут задерживаться, то страховщик обязан выплатить пени в размере 1% за каждый день просрочки;

— введена практика обязательного досудебного разрешения споров.

С 1 октября этого года:

— максимальная сумма по возмещению ущерба, полученного в ДТП, повышается до 400 тысяч рублей;

— в случае наличия нескольких пострадавших каждый из них сможет рассчитывать на выплату до 400 000 рублей;

— уровень износа поврежденных деталей теперь не сможет превысить 50%.

С 1 января 2015 года:

— будет создана единая автоматизированная информационная система. В нее будут вноситься данные обо всех клиентах страховых компаний по КАСКО и добровольном страховании автогражданской ответственности (включая страховую историю).

С 1 апреля 2015 года:

— в случае причинения вреда здоровью можно будет претендовать на компенсацию вплоть до 500 тысяч рублей;

— в случае смерти пострадавшего право на возмещение имеют: супруг, дети, родители потерпевшего. Сумма возмещения составит 475 тысяч рублей.

Законодатели пишут здорово и полезно, однако работать новая система еще не начала, а некоторые страховые компании предоставлять услугу по автострахованию уже отказались. 

Юристы поправки пока не комментируют, однако делятся наблюдениями: судебных прецедентов пока не было. Значит ли это, что страховщики образумились и дела с ОСАГО наладились? Возможно. Но велика вероятность и того, что автовладельцам проще заплатить за дополнительное страхование жизни, получить документ и ехать дальше, чем связываться с юристами и пользоваться общественным транспортом, пока суд да дело.