Детство в синяках

В этом году, по данным службы участковых и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Калужской области, было выявлено 28 фактов причинения родителями побоев своим детям, возбуждено 14 уголовных дел. И это лишь верхушка айсберга, ведь в российских семьях физические наказания и вообще принуждение детей считается едва ли не правилом, а значит, об этом становится известно лишь в исключительных случаях. 

Удивительно, что добрый по природе русский человек не склонен осуждать насилие, и даже наоборот, о чем можно судить по пословицам: «Бьет — значит любит», «Люби как душу и тряси как грушу», «От наказания умный умнеет, а глупый дуреет»… И как тут не вспомнить «детскую» мудрость о том, что дитя нужно бить, пока поперёк лавки ложится — ляжет вдоль, будет поздно! Во многих наших семьях эта сентенция до сих пор в чести, и ею оправдывают физические наказания малолетних. 

semeynoenasilie3

Существуют так называемые нормальные семьи (в нашем понимании — малопьющие и работающие), и наоборот. В первых — случаи рукоприкладства редки и не представляют угрозы для жизни домочадцев. И все же есть и среди трезвенников домашние тираны, которые нет-нет да и поднимают руку и на супругов, и на детей. В конце концов, дело завершается разводом, судом, на котором факты периодических избиений озвучиваются. В легких, если их можно так назвать, случаях супруга терпит выходки грубияна, боясь осуждения развода со стороны окружающих. А дети? Что ж, небольшая порка или лишение сладкого — за дело! — им не помешает…

В пьющих семьях побои детей — не исключение, а правило. По опыту инспекторов отделов ПДН в 99 процентах случаев, когда фиксировалось жестокое обращение с детьми со стороны родителей, последние находились под действием алкоголя.

Обычная картина: подвыпившие папа или мама срывают свое плохое настроение на ребенке. Малейшая провинность наказывается ремнем или тумаками. Говорить об адекватности наказания или сдержанности здесь не приходится. В запале родитель — не по злому умыслу, а по случайности — может причинить своему чаду жестокие увечья. Памятен случай, произошедший не так давно в области, когда дерущиеся пьяные супруги по неосторожности поранили трехнедельного ребенка, он получил перелом основания черепа. 

Бывают, к сожалению, непоправимые вещи, не заслуживающие оправдания, несмотря на пресловутую случайность: одна калужанка в пьяном угаре метнула нож и попала в своего проходящего мимо ребенка. Результатом стало смертельное ранение.

Ранней весной этого года в одном из муниципальных образований области был убит ребенок. Приемный родитель, заподозрив мальчика в краже вещей, так наказал его, что маленького человечка не стало… А потом закопал его в огороде.

semeynoenasilie2

Привожу в пример эти страсти-мордасти не для того, чтобы воззвать к совести и предостеречь пьяных родителей — они газеты не читают. Скорее, это предупреждение для соседей, родственников, знакомых таких семей — будьте бдительны. Если за стеной периодически плачет ребенок или ходит со ссадинами, а его папа или мама «не просыхают» от пьянства или просто ведут себя странно — может быть, стоит набрать номер полиции или сообщить участковому. Пока не поздно.

Чаще всего о жестокости родителей сообщают в полицию работники образовательных учреждений. Если малыш детсадовской группы или школьник «приносит» из дома синяки, причем они не на коленках или локтях, то это уже повод понаблюдать за родителями. 

Помимо наказаний физических, в своей семье дети могут подвергаться другим видам насилия или дурному влиянию со стороны родных людей. В семье алкоголиков даже малышам, «чтоб лучше засыпал», могут подливать спиртное, а уж с подростками выпить не считается запретным. На самом деле это чистой воды вовлечение несовершеннолетних в распитие крепких напитков, которое карается штрафом. Но даже не в штрафе дело — последствия таких действий гораздо плачевнее, чем, говоря словами Уголовного кодекса, «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

В списке семейно-бытовых особняком стоят преступления против половой неприкосновенности. Они хуже всего выявляются и поддаются диагностике — опять же в силу нашего менталитета. Говорить о том, что мама или папа, родные или приемные, делают с ними нехорошие вещи, считается позорным, стыдным. В прошлом году по подобным фактам было возбуждено только одно уголовное дело. В раскрытии их чаще всего помогают медики и педагоги. 

А можно ли предотвратить то, что потом черным пятном останется в детской душе на всю жизнь? Можно, если вовремя реагировать и предпринимать шаги к тому, чтобы не доводить все до крайности. Бывают ситуации, как говорят полицейские, требующие оперативного вмешательства.

К сожалению, в законодательстве существует пробел, который лишает наших сотрудников возможности действовать на опережение. К примеру, жильцы вызвали участкового, потому что боятся за детей пьяной вдрызг соседки. Всем понятно, что малышам с такой мамашей оставаться опасно, но забрать, или изъять их из семьи так просто нельзя. Нужно понаблюдать, прийти с органами опеки и попечительства и т.д. и т.п. С одной стороны, Семейный кодекс таким образом защищает наши семьи от произвола полицейских, с другой — лишает защиты самых слабых в условиях реальной угрозы их жизни и здоровью. 

В арсенале наших органов есть несколько инструментов воздействия, довольно действенных, — от штрафов за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и за жестокое обращение с ним до лишения свободы и лишения родительских прав. Последнее работает лучше всего.

В свое время была такая форма вразумления, как информирование руководства предприятий, на которых трудились родители, о произошедшем с ребенком инциденте. Но затем от этого отказались. Сегодня никто — ни начальники, ни рабочий коллектив, ни соседи — не осложняют жизнь «неблагополучных» родителей, а с их аморальным поведением, в том числе и с жестокостью, борются только комиссии по делам несовершеннолетних.