Образ окна

В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств, который любители культуры знают как галерею «Образ», открылась экспозиция «Благодарение». В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств, который любители культуры знают как галерею «Образ», открылась экспозиция «Благодарение».

Три ее автора, видимо, проникли в самую суть христианства, если выбрали такое название. Александр Смирнов, Юрий Попков, Александр Тихомиров уверены, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», и благодарить Бога нужно за все, не ропща. При входе в зал кажется, что случайно попал на выставку бонсай — «деревьев на подносе». Это древнее японское топиарное искусство напоминают скульптуры Александра Смирнова, созданные из дерева, бронзы, камня. Во вторую очередь бросается в глаза их «сделанность», поистине ювелирная техника.

Художник создал скульптурный портрет Николая Васильевича Гоголя, который подарил Калужскому областному художественному музею. Осенью этого года в нашем городе, который дал гению столько материалов для описания чиновничества, будет установлен памятник по образу модели.

Объекты могут украсить стол VIPa, а могут стать моделью для воплощения на площади. Автор считает, что «скульптура — это икона для улицы». Икона — окно в мир горний. Святые, иноки, священники, паломники, расположившиеся на фоне идиллических пейзажей, навевают умиротворение своей острой декоративностью. Вот ворон принес в клюве рыбку пустынножительствующему пророку Илье.

Впрочем, как и второй участник выставки, Александр Тихомиров. На старых ставнях окон заброшенных домов он пишет иконы. Благовещенский художник запатентовал этот вид живописи в 1995 году! Действительно, срез дерева — уже готовая картина, запечатлевшая в рисунке годовых колец погоду столетий. А когда дожди, морозы, время «съедят» мягкие участки весеннего прироста, выступит твердая летняя древесина, и спил превращается в гравюру.

На этом благородном материале автор пишет иконы, и рисунок дерева подчеркивает очи, морщины, волосы, нимбы, и икона XXI века выглядит как творение XIV века.

Третий участник выставки, Юрий Попков, — племянник востребованного мастера советской поры Виктора Попкова. Вы, уважаемый читатель, неоднократно видели воспроизведения его полотен в журналах «Юность», «Огонек». Приверженность четкой линии передалась племяннику, кроме того, он отдает дань примитиву, притчевости. Вот «У источника» собрались страждущие женщины с сосудами. Под засохшим деревом тонкая струйка льется из рук ребенка.

«Благовещение» — прямо иллюстрация к современному процессу депопуляции в России. Пять мамушек собирают одного отрока — царевича — на войну, вложив ему в руки меч — больше некому помочь Георгию Победоносцу защитить Русь!

Выставка оставляет цельное впечатление, ее авторы, как три грани одного кристалла, повествуют о повседневном через горние образы.