Калуга. Панорама XX века

Выставочный зал Калужского отделения Союза художников России представил удивительную и показательную экспозицию 210 работ тридцати мастеров — часть коллекции, собранной молодым человеком, художником-резчиком Денисом Гириным.

Выставочный зал Калужского отделения Союза художников России представил удивительную и показательную экспозицию 210 работ тридцати мастеров — часть коллекции, собранной молодым человеком, художником-резчиком Денисом Гириным.

Входя в зал, будто попадаешь в капсулу машины времени: вас окружат другие лица, иные типы красоты, давно утраченные пейзажи. Самая старая из показанных работ — портретные зарисовки А. Куликова 1913 года. Кто она, эта дивная калужанка с косичками? Пережила ли она революцию, войны, пожары, голод? Где ее потомки? Л. Межеков сохранил для нас «Тарусу» 1925 года — тихую, зеленую, чистую и приветливую, как сегодня.

Тот же автор нарисовал, как выглядел сквер у Каменного моста в 1950 году — с удобными лавочками, цветущими вазонами, ковровыми клумбами и божественным видом на леса и луга правого берега Оки.

Удивительно выглядела площадь им. Ленина (ныне Старый Торг) в том же году: громадная, в полтора раза выше Гостиных рядов натуральная ель в окружении елок поменьше и еще не срубленных лип и тополей. Оно и понятно — елки в лесу бесплатно растут, а не завозят из Китая за сотни тысяч рублей бюджетных денег.

А вот огороды в пойме Яченки, залитые ныне «ароматным» водохранилищем, их написал в 1962 году В. Собинков. Феноменального качества киногравюра Ф. Елгина «Улица» перенесет вас в 1961 год — она именно в той мере реалистична и аналогична, что по этому оттиску можно написать дипломную работу об истории города. Лица, смотрящие на нас с портретов экспозиции, — тоже окно в прошлое.

Психологизм, культура цвета и просто культура произведений В. Любимова утверждают самостояние и достоинство человека. Неважно, кто изображен — «Герой Социалистического Труда конструктор В. Аманьшин» или безымянная девчушка «На катке», — эти люди излучают уверенность и надежду.

Портрет В.М. Курчик работы И. Пушкарева воскрешает не только модель, но и предметы, среди которых она жила в 1964 году.

П. Беляков, Ю. Абрамов, Л. Клементовская, Ю. Епишин, И. Павлишак и многие другие мастера щедро делятся со зрителем теми мгновениями, которые стали историей. Одиннадцать мастеров были участниками Великой Отечественной войны, а Петр Шляпин, кроме того, прошел и Финскую войну. Портретные зарисовки 1942-1944 годов — память не только о том, как ложилась тень на лицо модели, это память о мужестве.

Выставка, кажущаяся на первый взгляд пестрой, оставляет впечатление цельности и монолитности и музейным качеством представленных работ, и трудноопределимым ароматом эпохи, и мерой ответственности и правдивости художников, дающей ощущение равновесия.