Сердце у танцора больше

Язык тела не может лгать. И, может быть, поэтому послания на этом архаичном диалекте так популярны. Международный день танца — хороший предлог устроить вечеринку, чтобы дать пожить своему телу и чувствам.

Язык тела не может лгать. И, может быть, поэтому послания на этом архаичном диалекте так популярны. Международный день танца — хороший предлог устроить вечеринку, чтобы дать пожить своему телу и чувствам.

Наш собеседник, Елена Юдина, хорошо знакома вам, уважаемый читатель. Это она поставила танцы к любимым калужанами спектаклям «Номер 13», «Шоу для настоящих леди» и многим другим, а также к «священному Граалю» нашего театра — «Дому восходящего солнца».

Хореограф родилась и выросла в поселке Думиничи среди белоснежных берез и зеркальных речек. Позже семья переехала в Калугу, и девочка начала заниматься танцем в ансамбле «Сувенир» под руководством Елены Васильевны Соболевой.

— Я мечтала стать хирургом, но родители не отпустили учиться так далеко, и я стала студенткой истфака Калужского пединститута.

Позже я закончила отделение хореографии Московского университета культуры (МГУКИ). Хореография занимала всю мою жизнь. Елена Васильевна давала нам возможность не только танцевать, но и преподавать хореографию. Я со второго курса вела кружок в школе № 45, где сделала первые шаги как постановщик. Уже тогда я ставила танцы для конкурса «Студенческая весна». Лилия Ратникова, Екатерина Семенова занимались тогда, а сейчас танцуют их дети — кому-то 17 лет, а кому-то 4 года…

редо» — это вера в то, что я делаю, в то, что дает положительные эмоции, в то, что дает людям раскрыться с новой стороны, раскрыться в новой сфере. Мы верим друг в друга, в то, что происходит на сцене. Каждая новая постановка — удача. Потому что это отношения с людьми, совместное творчество. Например, сегодня мы репетировали номер, родственный купальским игрищам. Я очень люблю русскую музыку. Изначально коллектив был чисто эстрадным, но постепенно, под влиянием моего духовника игумена Мефодия из храма Иоанна Предтечи, я пришла к народному танцу.

Танец учит выражать мысли посредством пластики, он раскрепощает тело, заставляет по-другому работать наш организм. Сердце у танцора больше, бьется в другом ритме, танцоры по-другому дышат, тренировки укрепляют дыхательную и опорно-двигательную системы, иммунитет. Я чувствую себя на 17 лет, хоть я и из другого поколения. Я чувствую себя моложе многих людей, даже моложе своих учеников. Танец воспитывает силу духа, дает энергию, завораживает, зажигает.

Сегодня каждый человек «Кредо», ансамбля, существующего на базе Калужского государственного университета, — это индивидуальность. Самые опытные наши танцоры — Татьяна Ефремова, Ольга Оськина, Екатерина Гапонова, Павел Панов, Ирина Ерушова; они в коллективе уже от 15 до 5 лет.

Только что мы приехали из Петербурга, где выступали на международном конкурсе «Балтийское созвездие». Солистка Виктория Платонова стала дипломанткой первой степени. Коллектив — лауреат многих международных конкурсов. Две детские студии, существующие при «Кредо», стали дипломантами в своих номинациях.

У нас сейчас четыре «дочерних» коллектива: «Русские узоры» в поселке Ферзиково, с ним занимается наш педагог Татьяна Ефремова. В Мосальске уже пять лет существует студия «Калинка». В селе Дворцы, городе Тарусе тоже есть наши студии, мы ездим туда проводить занятия три раза в неделю. С фразы «ничего невозможного нет» начинаются и история всех этих детских коллективов, и каждое утро.

Самый дорогой лично для меня приз мы получили на конкурсе «Данс-дизайн» в городе Липецке. Потом мы стали лауреатами первой премии в первый раз в 1992 году в Красноярске, поездку оплатило управление по культуре города Калуги.

Каждая программа дорога по-своему. Например, как со сценографом и режиссером мы работали с Александром Кривовичевым и Николаем Троицким над проектом «Вверх по лестнице, ведущей…». Эта была большая школа. С Валентиной Евтеевой мы делали веселую многожанровую программу «В тот же час» в стиле кабаре. Всегда радостно видеть то, что делает человек, владеющий ремеслом, — на эти представления можно смотреть бесконечно — будь то Майкл Джексон, Мадонна, ансамбль Игоря Моисеева, балет Мориса Бежара…

С радостью хожу на представление ансамбля «Казаки России», когда они приезжают в Калугу, — их искусство мне понятно и дорого.

— Какая книга лежит у вас в изголовье?

— Всегда — Библия. И, кроме того, книги, которые позволяют анализировать действительность, не прятать голову в песок, подобно страусу. Часто в писаниях даже жестоких людей много мудрости. Каждый источник — это всего лишь мнение одного человека, чтобы делать выводы, сформировать мнение, нужно много знать.

— Вы не пробовали ставить танцы на всеобъемлющие песни Гребенщикова?

— С композицией «Лой Быканах» мы получили гран-при в 1996 году на конкурсе «Студенческая весна» в КГУ.

…Движение — это жизнь. Особенно если это движение не только тела, но и души, и духа. Узнавать новое, осознавать новое, выражать новое — в этом вера ансамбля «Кредо» и хореографа Елены Юдиной, разгадка широкой востребованности ее творчества.