Сложные детки

Проявлением агрессии, жестокости среди несовершеннолетних сейчас никого не удивишь. В иных школах конфликтные ситуации между сверстниками, учащимися и педагогами иногда достигают точки кипения. Как вовремя заметить проявления детской и подростковой агрессии, максимально минимизировать ее, рассказывает психолог Калужского областного центра медицинской профилактики Наталья АРХИПОВА. Проявлением агрессии, жестокости среди несовершеннолетних сейчас никого не удивишь. В иных школах конфликтные ситуации между сверстниками, учащимися и педагогами иногда достигают точки кипения. Как вовремя заметить проявления детской и подростковой агрессии, максимально минимизировать ее, рассказывает психолог Калужского областного центра медицинской профилактики Наталья АРХИПОВА.

— По этому поводу мне хочется напомнить хорошую притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет: живая, я ее умертвлю, мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Именно в руках родителей и педагогов находится возможность создания для детей атмосферы благоприятного психологического климата, в котором они будут радовать нас успехами и достижениями, не подвергая при этом риску свое физическое и психическое здоровье.

Более 70 процентов активного времени дети проводят в школе. При неправильно организованном процессе обучения они испытывают повышенные психоэмоциональные и умственные нагрузки. Очень важно так организовать первый этап обучения в начальной школе, чтобы адаптация к учебному процессу прошла безболезненно. От этого во многом зависит дальнейший настрой школьника на учебу, на успех.

Важен и этап перехода к предметному обучению. Если учителя-предметники не учитывают индивидуальные особенности ребенка, то, почувствовав себя беззащитным, он начинает вести себя вызывающе, выбирает метод борьбы за место в жизни — агрессию, негативизм.

— Наверное, и семья здесь играет свою роль?

— Семья, без сомнения, влияет на становление агрессивного поведения. Степень ее сплоченности, стиль семейного руководства, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, родителями — все это важно. С ранних лет ребенка нужно учить состраданию. К сожалению, в современном обществе, нацеленном на успех любой ценой, доброта, порядочность сострадание отодвинуты на задний план. Бороться с подростковой агрессией с помощью направленной на учащегося агрессии взрослых нельзя однозначно. Главное, не отдалиться от него, попытаться понять его проблемы, посочувствовать. Очень важно разговаривать с подростком на равных, в том числе и о серьезных вещах.

Нужно быть наблюдательным и помнить о том, что у части подростков развивается самая скрытая, но не менее опасная форма агрессии — аутоагрессия. Она направлена на себя, и именно из-за нее в будущем возникают большие психологические проблемы. Старшеклассникам и выпускникам не идут на пользу устрашающие разговоры о сдаче ЕГЭ. Напротив, им необходимо создавать комфортные условия для обучения и развития личности.

Главной фигурой в школе был и остается учитель, поэтому наиболее важным является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и преподавателя, доброжелательные отношения между ними. Комфортные условия в образовательном учреждении формируются только тогда, когда ученик, учитель, родитель чувствуют себя спокойно, когда ребенку нет необходимости защищаться от кого — либо.

— В иных образовательных учреждениях, к сожалению, не всегда бывают безоблачные отношения среди педагогов.

— В таком коллективе невозможно создать комфортные условия для учеников. Сдержанность и такт, любовь к детям, уважение коллег, родителей — наиболее важные качества педагога, гарантирующие создание комфортной среды в школе. Однако сегодня нередки случаи, когда педагог выплескивает свое недовольство коллегами, оплатой труда, социальными и бытовыми проблемами на учеников, на родителей.

Необходимо отметить значение правильного поведения родителей в отношениях ученик — учитель — родитель. Часто неразумные родители обсуждают в присутствии детей те или иные отрицательные качества педагога, просчеты и ошибки в его работе, не задумываясь о том, что профессия педагога одна из самых трудных, ответственных и жертвенных. А родители, обсуждая недостатки, снижают интерес ребенка к учебе, желание ходить в школу.

Авторитет учителя и для учеников, и для родителей необходим изначально и должен поддерживаться и подтверждаться на протяжении всего обучения в школе.

— Но авторитет педагога не должен основываться на авторитаризме (делать только так и не иначе, никаких компромиссов)?

— Авторитет в первую очередь строится на любви к детям, профессионализме, общей культуре и эрудиции педагога. Учителю с недостаточной эрудицией бывает сложно сохранить свой авторитет среди способных и грамотных старшеклассников. С ними неэффективен метод агрессивного словесного воздействия, агрессия порождает ответную агрессию. Педагогу необходимо надеть «платье доброжелательности», имея при этом открытое, искреннее лицо.

К подростковому возрасту родителям очень важно при помощи педагога, психолога определить, какая у ребенка самооценка. При пониженной — помочь ему избавиться от отрицательных установок типа «не смогу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу». В общении с подростками и родителям, и педагогам желательно исключить отрицательные частицы «не» и противительные союзы «но», «а». Лучше поменять их на «и», «при этом». Например: «Да, задание трудное, но при этом я уверена, что вы с ним справитесь».

При решении сложных задач не отказывайте ребенку в помощи. Посочувствуйте, помогите наводящим вопросом. Это нетрудно, зато ребенок не будет нервничать, да и времени на выполнение задания уйдет меньше.

Особое внимание следует уделять формированию круга интересов детей, привлечению их к спорту, музыке, уходу за растениями, животными. Несомненна польза совместных поездок, походов, спортивных занятий при активной поддержке родителей.

Если ребенок успешен в учебе, но эти успехи замешаны на страхе перед взрослыми и подавлении его личности, это не принесет пользы в его дальнейшей жизни. Задача наставников — пробудить у него интерес к учебе, жажду приобретения знаний.

Когда ученик не успевает по нескольким предметам школьной программы, то человеческая потребность в самоутверждении заставляет его занижать ценность школьных знаний, любознательности, старания, того, что связано с образом хорошего ученика. В противовес этому демонстрируются независимость и различные признаки взрослости: грубость, жестокость, курение, выпивка, примитивный интерес к противоположному полу, агрессия к родителям, педагогам, сверстникам, которая в последние годы нередко выплескивается в тяжкие преступления.

Для создания физической комфортности детям и подросткам необходимо организовать и комплексное физическое воспитание, и горячее питание, и поддержку здоровья витаминно-минеральными комплексами. Очень важно также обеспечить соблюдение питьевого режима, поддержание гигиенических условий и норм по освещению, проветриванию, температурному режиму. Тогда ученик выйдет из школы здоровым, спокойным, уверенным в себе.