Источник музыки

Что такое музыка? Из чего она состоит? Есть мнение, что ее ткань — само время. Кто выстраивает из звуков и пауз чудо-мелодии? С одним из таких людей, композитором Евгенией Хозиковой, мы сегодня вас познакомим.

Что такое музыка? Из чего она состоит? Есть мнение, что ее ткань — само время. Кто выстраивает из звуков и пауз чудо-мелодии? С одним из таких людей, композитором Евгенией Хозиковой, мы сегодня вас познакомим.

Евгения — уроженка Калуги, закончила Московскую государственную консерваторию по классу композиции, там же прошла ассистентуру — стажировку. Ее связь с театром началась в 1996 году, когда она написала для МХАТовской постановки «Трех сестер» Олега Ефремова музыку.

Потом состоялось плотное сотрудничество с главным режиссером Калужской драмы Александром Плетневым. Совместно со своим мужем Давидом Матюхиным она написала музыку к спектаклям «Село Степанчиково и его обитатели», «Зойкина квартира», «Виндзорские насмешницы», «Горячее сердце», «Свадьба Фигаро», «Лодка», «Правда хорошо, а счастье — лучше», «Три сестры».

Одновременно Евгения «озвучила» спектакль «Лето в один день» Московского театра юного актера, множество постановок Калужского театра кукол. За двадцать лет сотрудничества с Калужским ТЮЗом композитор создала музыку более чем к пятидесяти спектаклям. Совместно с Давидом Матюхиным для издательства «1С» была создана серия музыкальных сказок для детей на аудиодисках. Евгения Хозикова — автор музыки к художественному фильму-сказке «Горе-Злосчастье», многих песен, романсов, пьес для фортепиано и других инструментов. Мы расспросили члена Союза композиторов России о тайнах взаимодействия произведений искусства и публики.

— Евгения, почему спектакли сходят со сцены?

— Есть особая, премьерная, публика, образованные, культурные люди. В маленьком городе их хватает на два первых показа. Если даже этим людям спектакль не понравился, они попытаются его понять. Потом приходят другие люди… Они не понимают язык культуры. Мы с мужем на спектакле «Пока она умирала» увидели, что люди вываливались из лож от смеха, а естественно было бы поплакать. Теперь я считаю, что каждый человек имеет право на свой вкус — хороший или плохой. Но в тот вечер мы чувствовали себя изгоями.

Юмор — это очень тонкая штука. У разных людей — разный юмор. Например, мой сын, воспитанный на Хармсе, «валялся» от хохота на спектакле «Лодка». Он привел в театр своих друзей, которые не смеялись — не понимали смысла представления.

Можно ли перевоспитать целый город? Кто имеет на это право? В Калуге хорошо идут оперетта, комедии вроде «13», но я до конца это «досидеть» не могу, не получается «включиться», не вижу цели.

Современное искусство, основное содержание которого «Я» и «трагедия Меня», настолько индивидуалистично, что само повинно в этом расколе. Это разделение началось еще в эпоху барокко. Александр Плетнев идет в своем творчестве по этой же дороге, имеет мужество не сворачивать. Это не его проблема, это проблема всего современного искусства. Поиск идеала на грани отчаяния, борьба веры и безверия очень трудно выносить даже физически, это разрушительно для здоровья. Здесь нужно ставить на карту все, ничего не оставляя «на потом», «для себя».

— Вы прояснили сейчас мне загадку, почему женщины так немного создали за историю мировой культуры.

— Чтобы общество выжило, женщина должна посвящать себя семье. Она отдает этому так много духовных, душевных, физических сил, что на создание шедевров ничего не остается. Я не могу уложиться в его прокрустово ложе, чувствую, будто меня запихивают в спичечный коробок. Но многие эзотерики считают, что эпоха патриархата заканчивается, он себя уже не оправдывает, исторически себя исчерпал.

На Востоке не делят мир, как на Западе, на черное и белое. Там в черном завитке «инь» есть белая точка, а в белом «ян» — черная.

— У вас есть дар вычленять из мира мелодию…

— Он не постоянный, то есть, то нет. Мелодии посылают ангелы. Музыка бывает разная. Можно сесть, все просчитать, скомбинировать, сделать «протез» музыки. Это тоже искусство, и тоже нужно. Настоящая музыка — это проявление архетипов Платона, которые существовали до воплощения мира, до вещей. У гениев это окошечко не закрывается.

— Есть ли для вас какой-то зримый образ за музыкой?

— Нет. Музыка подразделяется на изобразительную и выразительную, яркий пример двух типов творчества — Прокофьев и Шостакович. Музыка — это психическая энергия в чистом виде. Например, в популярной части бетховенской сонаты столько же «лунного», сколько «не лунного».

— Как режиссеры объясняли вам в таком случае, чего они хотят в данном фрагменте спектакля?

— Это и сложно, и просто. Здесь помогает метод аналогии — как прийти разными путями к одному переживанию, чтобы возник резонанс.