Я сам!

Малыш еще только начинает делать первые шаги, а мы уже мечтаем о тех временах, когда он совсем перестанет нуждаться в нашей помощи. Но период становления подлинной самостоятельности длителен и у каждого индивидуален. Родителям придется приложить к этому немало терпения и такта. Малыш еще только начинает делать первые шаги, а мы уже мечтаем о тех временах, когда он совсем перестанет нуждаться в нашей помощи. Но период становления подлинной самостоятельности длителен и у каждого индивидуален. Родителям придется приложить к этому немало терпения и такта.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Один ребенок может старательно натягивать ботиночки, а другой терпеливо ждет, когда ему поможет нянечка. Однако на занятиях в группе «самостоятельные» и «несамостоятельные» могут поменяться местами. В воспитании детской самостоятельности следует избегать двух совершенно противоположных тактик — гиперопеки и, наоборот, полного устранения от поддержки действий. В первом случае у маленького человека может развиться инфантилизм, во втором — синдром беспомощности.

Но на темпы становления детской «самости» влияет много факторов: и темперамент, и сфера интересов, и даже семейная практика поощрения и наказания. Так что не стоит очень увлекаться возрастными нормами, лучше сравнивать самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Бывает, что малыш, который еще недавно кушал самостоятельно и протестовал при малейших попытках взрослых ему помочь, вдруг «деградирует» до того, что просит покормить его из ложки. Дело в том, что к освоенному действию он теряет интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы былой восторг.

Поначалу действия детей бессмысленны и лишь повторяют действия взрослых. Вот когда ребенок поставит своей целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности. Но чтобы инициатива не пропала, нужно помочь, как бы нам ни было это обременительно. В противном случае зарождение детской самостоятельности затормозится. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат.

Только взрослый, обладающий достаточным опытом, может оценить, достигнут ли устраивающий всех результат. Но стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось и как можно все исправить.