Калужский Ромадин

Культура огромна, как океан Вселенной. Но есть в ней острова — ориентиры, вехи в течении времени. Один из них — фильм Андрея Тарковского «Солярис». Эта история о совести была бы не так убедительна, если бы не соавторство художника Михаила Ромадина.

Культура огромна, как океан Вселенной. Но есть в ней острова — ориентиры, вехи в течении времени. Один из них — фильм Андрея Тарковского «Солярис». Эта история о совести была бы не так убедительна, если бы не соавторство художника Михаила Ромадина.

 

Сегодня в музее истории космонавтики проходит выставка «Через тернии к звёздам», на которой среди других экспонатов представлены и эскизы к «Солярису».

Поговорить о творчестве художника, меньше двух лет назад покинувшего этот мир, его многолетних и многосторонних связах с Калугой мы пришли к искусствоведу, директору галереи муниципального Дома музыки Анне Сенатовой.

— Михаил Ромадин очень любил Калужский музей истории космонавтики. Звёздная тема была ему близка со времени работы над фильмом «Солярис» Андрея Тарковского, для которого он сделал множество эскизов. Михаил дружил со многими космонавтами и детально расспрашивал их о работе, о гибели товарищей. Он решил подарить музею космонавтики огромную трёхметровую картину «Памяти погибших в космосе». Я считаю, что Михаил Ромадин недооценён в Калуге. Он сожалел, что эта работа спрятана в запасники. Даже на проходящей сейчас выставке она не представлена.

Ясчитаю, что эта драматичная картина должна найти место в постоянной экспозиции музея. Когда Михаил Ромадин решил сделать городу «королевский подарок», я работала на канале ТВЦ-Калуга, и мы поехали в Москву, в мастерскую художника на Верхнюю Масловку, снимать сюжет об этом событии. Жарким июлем в «еле живой», как оказалось, «Газели» отправились принимать подарок художник Михаил Мантулин, искусствовед Владимир Обухов, главный хранитель музея Людмила Кутузова и съёмочная группа.

С трудом «дофыркав» до Москвы, «Газель» сломалась, и мы добирались в мастерскую с тяжёлым оборудованием, штативом, камерой на метро и пешком. Михаил был интеллектуалом, одной из мощнейших личностей, встреченных мной за всю жизнь. Его язык был эталонным, богатым, аристократичным, мать Михаила преподавала сценическую речь в Школе-студии МХАТ.

Было много интересных разговоров за чаем, сняли сюжет о дарении. Но когда стали упаковывать работу, то поняли, что она не войдёт в машину… Холст был составной, натянут на два подрамника. Михаил их демонтировал, но даже две части уместились в кузов с трудом.

Обратное путешествие было поистине адовым, длилось часов пять, машина постоянно ломалась. Был очень красивый закат, и в окне «Газели» виднелось облако, похожее на летящего ангела с мечом. Когда в потёмках мы подъехали к музею космонавтики, то оказалось, что во всём микрорайоне нет электричества.

Тема взаимодействия человека и космоса стала для Михаила Ромадина сакральной. Он был лично знаком с Артуром Кларком, не просто фантастом, а величайшим футурологом, провидцем. Мне посчастливилось видеть огромное количество эскизов к «Солярису», они уникальны.

Но Михаил не очень любил свою работу в качестве художника кино, у него были не очень простые отношения с Тарковским. У кинокартины один автор-режиссёр, он берет только то, что вписывается в его замысел. Но именно с подачи Ромадина фильм насыщен множеством деталей, которые придают пространству интерьера изысканную атмосферу, достоверность, добавляют тонкие штрихи к портретам персонажей.

Помните, мультипликационный персонаж Масяня говорила о Питере: «У нас есть свое море!» А сколько таких «морей» в Калуге! Это те бездонные люди, которые создают, создавали культуру, саму ткань времени и которые были связаны с нашим городом работой, приязнью, дружбой. Память о них может стать жизненным ориентиром для тех, кто идет и ищет.