И снова этот голос!

В прошедшем мае на блиц-интервью Александр Градский сказал нам: «Снова приеду через десять лет, если буду жив». Как здорово, что маэстро не выполнил свое обещание! В прошедшем мае на блиц-интервью Александр Градский сказал нам: «Снова приеду через десять лет, если буду жив». Как здорово, что маэстро не выполнил свое обещание!

Прошло восемь месяцев, и Концертный зал опять был заполнен волнами его голоса. То океан, то ручей, то фонтан отмывал от пыли серых будней души поклонников.

У Александра Борисовича язык  что бритва (это он запустил в СМИ словцо «журналюги»), поэтому он конферировал свой концерт сам и с блеском. Для разминки он попросил нашу братию и всех желающих «отфотографировать» его сразу, чтобы не мешать на концерте вспышками. «Давайте я разные позы приму, все равно танцевать потом не буду». И опять обманул! Но об этом — потом.

Маэстро спросил: «Здесь собрались все те, кто был на концерте в прошлый раз?» — хотел подкорректировать программу. После неизменного «Как молоды мы были» попросил аплодировать «интенсивно, но не длинно, иначе время концерта будет тянуться, а дома у вас — дела».

Отработав «Песенку Герцога» из оперы Верди и романс «Гори, гори, моя звезда», Александр Борисович сказал, что отчасти утратил солидарность за последний год, сбросив 25-28 килограммов. Дело не в диетах — у певца недавно умер отец, инженер- механик, работавший до 83 лет! А бабушка тенора прожила век, так что, будем надеяться, ее гены проявятся в судьбе певца. Александр Борисович с благодарностью, вытерев слезы, вспоминал уже ушедших дирижеров и музыкантов, искусство которых звучало в фонограмме, записанной на концерте «Живьем в «России».

Исполняя свои сатиры, наследующие традиции сразу и Саши Черного, и Некрасова, певец вспоминал детство. Семья жила вчетвером в девятиметровой полуподвальной комнате, в окно были видны только ноги прохожих, прямо как в фильме Альмодовара «Высокие каблуки». Когда таял снег, вода затекала за рамку и Саша ловил капли языком…  А в средней школе будущего тенора отправили учиться к бабушке, в деревню Расторгуево Московской области. В школу нужно было идти за три километра: «Когда меня спрашивают, как вам удалось до такого преклонного возраста сохранить верхние ноты, я отвечаю: в детстве заморозил». Дело в том что по дороге Саша соло пел классику, а группой с мальчишками то, что сейчас поют по телевизору, — тюремные.

Представляя свои песни цикла «Неформат», певец предупредил, что в них есть разные  речевые обороты, в том числе непечатные (ранее). «Но по сравнению с текстами некоторых  групп мои песни — детские стихи».

Однако глядя в зал, где он попросил зажечь свет, Александр Борисович не смог-таки выговорить многие термины… Спел Градский и свою знаменитую «Олимпийскую», прибавив, что во многом благодаря этому критическому сочинению, посвященному Олимпиаде в Ванкувере, наши достигли такого триумфа в Сочи. «Я орал на всю гостиницу, когда болел за российскую команду».

Под одну песню,  где объяснялось,  что Ока и Волга по-прежнему впадают в Колыму, Александр Борисович серьезно пустился вприсядку, отстукивая ладонями по каблукам. Видно, сказались гены — дядя певца с материнской стороны был солистом ансамбля Игоря Моисеева!

«Мне нужна жена», «В полях», «Маятник качнется» — Александр Борисович не скупился на хиты. Юная поклонница, поднеся букет, что-то говорила маэстро. «Ребенок попросил спеть что-нибудь на английском языке. Это будет на «Голосе»! А здесь у меня есть редкая возможность спеть то, что хочу». А у счастливых зрителей — слушателей была редкая возможность услышать эталон вокала, искренности, увидеть живые реакции. Градский не имитировал общение — он был вместе с нами, говорил о том, что болит, о том, что помогает жить.

Золото его голоса — то матовое,  то сверкающее, ирония и самоирония в образцовой речи  — запись не передает в полной мере их силы и обаяния. Что же, будем надеяться на новую встречу «живьем в Калуге»!