Триумф музыки

Калужский Дом музыки строит свою программу весьма взыскательно, но концерт, состоявшийся 28 февраля, — редкость даже для этого приюта муз. Квинтэссенцию эпохи барокко представляли органистка Евгения Кривицкая и контратенор Олег Безинских. Калужский Дом музыки строит свою программу весьма взыскательно, но концерт, состоявшийся 28 февраля, — редкость даже для этого приюта муз. Квинтэссенцию эпохи барокко представляли органистка Евгения Кривицкая и контратенор Олег Безинских.

Программа «Триумф музыки» состояла из ажурных, сверкающих, как струи фонтана, произведений Генделя и Вивальди, Клерамбо и Перголези, Джордани и Марчелло. Исполнены они были с подлинным пониманием музыкальной философии, мировоззрения человека той эпохи.

Евгения Кривицкая, дочь композитора, всю жизнь посвятила изучению и исполнению музыки. Обучение сначала в музыкальной школе им. Гнесиных, затем в Московской консерватории, активная научная работа, широкое концентрирование сформировали нашу гостью как музыковеда, органистку, журналиста.

Концертная деятельность Евгении Кривицкой охватывает Францию, Швейцарию, Польшу, Болгарию, Россию. В 2000 году артистка организовала и возглавила ансамбль старинной музыки «Русские солисты барокко».

Из творческой биографии гостьи понятно, что программа была ею безупречно выверена, представляя сверкающую жемчужину барокко во всех ракурсах. А какое барокко без контратенора? Этот мужской альтовый голос широко применялся в церковной музыке в 16-17-м веках. В современном обществе, где декларируется унисекс, а на деле правит бал мускулинность, этот глас ангела большинству кажется чем-то двусмысленным и даже не вполне приличным. Но ангелы, в том числе воинственные Михаил и Гавриил — сущности мужского пола, наделённые и доблестью, и высокими голосами.

Контратеноры — редчайший голос, сейчас их на планете около тридцати. Один из них, Олег Безинских, подарил калужанам шедевры барокко в аутентичном звучании, а не так, как их поют женщины меццо-сопрано.

Биография Олега Безинских была не такая гладкая, как у его аккомпаниатора. Родился он в небольшом городе Октябрьске Самарской области. Олег закончил Самарское училище культуры, работал на Псковской студии телевидения, учился в Петербургском институте культуры как режиссёр драмы. Случайно самородок попал на прослушивание в Петербургскую консерваторию, где пел баритоном и драматическим тенором, после чего юноше разрешили подавать документы и сдавать экзамены. Но Олег попросил прослушать ещё один голос, который сам соискатель назвал «женским». Комиссия сначала развеселилась, а затем затихла, пораженная. Так Олег Безинских стал первым и единственным студентом, а затем выпускником — контратенором за всю 140 — летнюю историю консерватории.

Уже будучи студентом, Олег выступал на престижных международных фестивалях. После соло на знаменитом концерте перед четой Ростропович — Вишневская его называют «Русским чудом». Певец представляет не только барокко, специально для него пишут партии композиторы Гия Канчелия, Мария Антония Вальпургис, Петр Геккер.

Голос певца даже обладает лечебным эффектом, его запись применяется при терапии в Институте перспективной медицины.

Нам неизвестно, стали ли здоровее слушатели калужского концерта, но их восторженная реакция показала приподнятое настроение. А ведь радость повышает иммунитет, что так важно на пороге весны!