Желание острова

Культурная среда тоже нуждается в защите, сохранении вечных ценностей, из которых главные — взаимопомощьи радость творчества. Культурная среда тоже нуждается в защите, сохранении вечных ценностей, из которых главные — взаимопомощьи радость творчества.

Одним из таких культурных «национальных парков» со дня своей постройки является усадьба художника Василия Дмитриевича Поленова. Сам автор и картин, и усадьбы в дивной местности считал, что «сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства».

Сегодня традицию народного театра, основанного художником, хранит директор музея, родственница Василия Дмитриевича, Наталия Николаевна Грамалина. Театр-то она поддерживает народный, то есть самодеятельный, но на высоком художественном уровне, с помощью настоящих профессионалов. Прошлой зимой заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Калужской драмы Александр Плетнев и художник театра Эля Невинная помогли поленовцам поставить «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

Третьего февраля состоялась премьера «Женитьбы» того же архиактуального автора с той же постановочной группой. Наталия Николаевна сама распределила роли, сама показывала артистам «краски» персонажей, их манеру говорить и двигаться.

Коллектив музея под руководством Александра Плетнева сделал спектакль «с нуля» за семь дней. Двусветный зал с прекрасной акустикой был переполнен людьми самых разных профессий, специально приехавших в мороз из Москвы, Тулы, Калуги.

Художник Эля Невинная рассказала нам о задачах и сверхзадаче постановки.

— В конце марта калужан ждет премьера «Женитьбы»…

— Наш спектакль вот о чем: чтобы твои желания осуществились, нужно делать усилия. Подколесин — то пылает страстью, то пятится назад и, в конце концов, ретируется в окошко. У Гоголя подробно выписаны мужские образы, чем больше вчитываешься в пьесу, тем глубже понимаешь, что стоит за каждым «охом» героя. Женские образы у Гоголя типизированы, Агафья Тихоновна — эдакая идеальная засидевшаяся невеста. Вообще весь спектакль  яркий, лубочный, притчевый: невеста — «белая в цветочек», сваха — «бордовая», жених — «черный». Эту атмосферу контрастов подчеркнули романсы и русские песни в исполнении ансамбля «Калузя».

— Какой была атмосфера работы над спектаклем?

— В окно двусветного зала виднелась замерзшая Ока, и Поленово казалось островом покоя с самыми благоприятными свойствами. Наталия Николаевна очень хорошо знает сотрудников музея, поэтому, распределяя роли, она исходила не из возраста и внешности, а от внутреннего состояния. Например, у исполнительницы роли невесты, старшего научного сотрудника Надежды Петренко, внучка уже в девятом классе, но совершенно девичий голос!

…Наталия Грамалина мечтает упросить директора Калужской драмы Александра Кривовичева привезти «в гости к Поленову» спектакль «Дон Кихот». Герой Сервантеса, как воплощение идеализма, — это эмблема сохранения поленовского острова в кишащем акулами море «борьбы всех против всех».