Работа над ошибками

В этом году шестой школе Калуги исполняется сто лет. И на фоне юбилейной даты — грандиозный скандал. Школа лишена государственной аккредитации, нынешние выпускники аттестат зрелости получат в школе №13. Директор Виктор Комиссаров уволен. В этом году шестой школе Калуги исполняется сто лет. И на фоне юбилейной даты — грандиозный скандал. Школа лишена государственной аккредитации, нынешние выпускники аттестат зрелости получат в школе №13. Директор Виктор Комиссаров уволен.

Должна ли наша Калуга гордиться учебным заведением, из стен которого вышло столько известных ученых, врачей, крупных руководителей, актеров? Плеяда блестящих педагогов — это особая страничка ее истории: Петр Букатин, Михаил Мишин, Валерий Зонов, Лариса Скрипкина, Глафира Беляева. Этот список необъятен. В течение века в стенах школы билось живое сердце, в ней жила учительская душа, любящая, ищущая, страстная.

Много раз бывала в этой школе. Вспоминаю встречу с учительницей начальных классов Любовью Толмачевой. Вся ее жизнь прошла в этих стенах, и любовь к ней учеников безгранична. Каждый год на ее день рождение к ней съезжаются бывшие ее «малыши». Помню и яркий, как спектакль, урок английского языка в седьмом классе у молодого педагога Екатерины Бернацкой. Дети спорили, бурно обсуждая задание. Никому не было скучно. А отстающим очень хотелось дотянуться до отличников, чтобы у доски так же непринужденно вести диалог на незнакомом языке. Хорош и замечательный школьный музей, где трепетно собраны страницы биографии школы.

Как же могло случиться, что в одночасье старейшее учебное заведение Калуги попало в черный список?!

В пресс-центре «Комсомольской правды» в присутствии уволенного не по собственному желанию директора и родителей обсуждалась неприятная ситуация. К большому удивлению, в «разборе полетов» не участвовали ни представители руководства образовательных структур, ни учителя самой школы.

По версии Виктора Комиссарова, поводом для столь жесткого решения комиссии послужили плохие результаты тестирования. Вывод однозначен — учащиеся старших классов плохо усвоили курс программных предметов.

Здесь сделаю маленькое отступление, чтобы тем, кто далек от новых стандартов образования, стало понятно, что есть такое — «государственная аккредитация», которая в школах проходит один раз в пять лет. С самого начала скажу, что не являюсь сторонницей такой проверки «на прочность» учеников, памятуя свои школьные годы, когда уровень знаний учащихся проверялся в течение учебного года многократно проводимыми контрольными и зачетами. А по их результатам в классе непременно устраивалась подробная работа над ошибками.

Итак, в декабре прошлого года такая проверка в школах была проведена. Вопросы к тестам присылались из Москвы, а компьютер выбирал тестируемых так, чтобы в их состав попали ребята разного уровня успеваемости. Затем листы с ответами анализировались, и если обнаруживался низкий уровень знаний, то и выносился «отказ в государственной аккредитации на старшей ступени образования».

Кстати сказать, подобная акция прошла во всех школах города. Поинтересовалась процессом. Оказывается, ученики к подобным проверкам относятся вполне спокойно и уверяют, что, в принципе, вопросы анкет были достаточно просты. В канун же тестирования преподаватели тщательно готовили избранную группу ребят.

Вроде бы из этого не нужно было делать трагедию — все дело только в аттестате, который выпускники 6-й школы теперь получат в 13-й. Там же будут сдавать и ЕГЭ, что для учащихся уже стало обычной практикой. Однако буря разразилась нешуточная. В нее были вовлечены не только управленцы от образования, но даже прокуратура. Письма пошли и в Москву, на самый верх. Естественно, в скандал включилась и политика. Конкретно — оппозиционные фракции областного парламента. (Кто бы сомневался!) Да только, как всегда, конструктивных предложений не последовало, главным было — поднять шум… Родительский комитет тоже пошел в атаку, требуя обнародовать результаты тестов, чтобы понять, что недоучили их чада.

Пап и мам здесь понять можно. Можно понять и Виктора Комиссарова, который тоже начал активно действовать, защищая свою репутацию заслуженного учителя и директора, чей стаж более двух десятков лет. Но готов ли он при такой постановке вопроса к «работе над ошибками»? Все же мне не хочется вставать ни на сторону руководства образования, ни на сторону директора. Мне обидно за репутацию школы, за тех мальчиков и девочек, которые через пару месяцев покинут ее стены, и, как знать, может, в будущем будут стесняться называть себя выходцами шестой.

Давайте представим себе нынешний выпускной бал на Театральной площади. Как будут чувствовать себя выходцы из «запятнанной» школы? По словам родителей, уже сегодня в старших классах наблюдается брожение: кто-то решил перейти в другую школу, не дождавшись завершения года. И тут же такие ребята получают имя предателя. Что тут скажешь — дети психологически серьезно ранены.

Страшно представить и предстоящий набор в первый класс. Молва по городу быстро разбегается — наверняка многие родители приложат все силы, чтобы свою малышню отправить пусть и в дальнюю от дома, но в другую, более успешную школу.

В общем, итогом шумихи, поднятой в результате тестовой акции, стала гигантская трещина в монолите старейшего учебного заведения города. Не хочется здесь цитировать нелестные характеристики в адрес Комиссарова и педколлектива, исходящие от должностных лиц образовательного ведомства. Разборка взаимных нападок — дело неблагодарное. Время все рассудит. Хотя укол в сторону молодых учителей, названных «пацанятами», достаточно обиден, ведь мы активно ратуем за то, чтобы в школы приходило больше выпускников вузов.

И все же в данном конфликте осталось немало невыясненных вопросов. Действительно ли ученики старших классов столь слабы в знаниях? Какого конкретно предмета? Кто из учителей плохо готовит учащихся? Опять же ссылаюсь на практику проверочных контрольных советской школы, которая была проста и очень результативна. Работа над ошибками была основой высокой успеваемости.

Что теперь? В шестую школу пришел новый директор. Именно ему предстоит эта самая работа. Ну а по поводу случившегося хочется сказать словами одного уважаемого педагога: «Дети не создают конфликтных ситуаций. Их создают взрослые».