Автогражданская война

В январе этого года тема ОСАГО оказалась на устах у большинства автовладельцев, особенно тех, кому пришлось обращаться за новым полисом в страховые компании. Пока Федеральный антимонопольный комитет фиксировал рост числа жалоб на отказ в оформлении «автогражданки» без дополнительной страховки, повод для обращения в правозащитные органы появлялся у все большего числа калужан. В чем заключается проблема? В январе этого года тема ОСАГО оказалась на устах у большинства автовладельцев, особенно тех, кому пришлось обращаться за новым полисом в страховые компании. Пока Федеральный антимонопольный комитет фиксировал рост числа жалоб на отказ в оформлении «автогражданки» без дополнительной страховки, повод для обращения в правозащитные органы появлялся у все большего числа калужан. В чем заключается проблема?

Напомним тем, кто впервые слышит эту аббревиатуру: ОСАГО — это договор обязательного страхования автогражданской ответственности, он обязателен для всех владельцев авто в России и защищает их в случае аварии по их вине от необходимости выплачивать компенсацию пострадавшей стороне.

Если судить по данным ФАС России, увеличилось число случаев, когда страховщики навязывают дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО или вообще отказываются их продавать. За последние полгода в ФАС поступило более 700 таких жалоб.

Сами страховщики оправдываются убыточностью договора, которую надо чем-то компенсировать. По их словам, убытки от реализации полисов ОСАГО растут настолько сильно, что в некоторых случаях перекрывают прибыль от других продуктов. По данным «Эксперт РА», в 2013 году выплаты по ОСАГО на 95% превысили взносы.

В то же время другие источники сообщают совсем другие цифры, порой в два раза меньше заявленных экспертами РА.

В результате в ход идет навязывание дополнительных услуг. В частности, в калужских филиалах одной страховой компании автовладельцу могут предложить страховку его жизни в качестве непременного дополнения к ОСАГО, если жизнь уже застрахована — застраховать жизнь родственника или жилье и ответственность перед соседями. На вопрос, а с какой стати, следует ответ: закон такой вышел.

Увы, но ничего подобного действующее российское законодательство от своих граждан не требует. И если ситуация настолько тяжела, как рисуют ее страховщики, может, им стоило бы выступить с предложением решить проблему юридически легитимно? Тем более что сложности после введения новых страховых тарифов действительно есть. Другое дело, что некоторые интернет-издания выдвигают версии о сговоре страховщиков, якобы бойкотирующих отказ Правительства России повысить тарифные ставки.

Пока же, уж простите, но ситуация складывается как в грустной присказке про наглость, которая — второе счастье. Либо оплачивай дополнительную страховку — либо полиса ты не получишь. И граждане оплачивают — куда ж денешься, закон, да и ОСАГО получать-продлевать нужно.

Могут отказать в оформлении страховки и по другой причине — мол, бланков нет, не привезли еще. Чем опять же нарушают законодательство: назвался груздем — полезай в кузов, имеешь право оформлять ОСАГО — будь добр, не лишай потребителя услуги такой возможности по нелепой причине, нарушая закон.

Так что же, управы не найти? Все возможно для юридически грамотных людей. К примеру, можно просто попросить у страхового агента, настаивающего на дополнительной страховке, тот самый закон, на который он ссылается. Опытным путем проверено, что в большинстве случаев ситуация меняется в лучшую сторону: агент идет на попятную, и с вами заключают желанный договор без 1000-700-рублевой «надбавки». Если же настоять на своих правах не удалось, стоит обратиться в прокуратуру. Примеры уже есть.

В январе этого года Людиновская городская прокуратура рассмотрела поступившее обращение гражданина и провела проверку соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении Людиновского отдела страхования Калужского филиала ООО «Росгосстрах».

«В ходе проверки было установлено, что сотрудники страховой организации отказывают обратившимся лицам в заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), в случае если страхователи не желают воспользоваться дополнительным видом страхования жизни и здоровья по программе «Фортуна Авто», которое фактически является добровольным.

Данные обстоятельства являются нарушением требований ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 927 и ч. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ договор обязательного страхования является публичным договором гражданско-правового характера, отказать в заключении которого коммерческая организация не вправе. Таким образом, отказ страховщика в заключении договора ОСАГО является незаконным, так же как и навязывание дополнительных видов страхования, не являющихся обязательными по смыслу закона.

Данные обстоятельства препятствуют реализации гражданами обязанности по страхованию автогражданской ответственности, предусмотренной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что является недопустимым. По результатам проверки в адрес ООО «Росгосстрах» прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений».

Что же, прецеденты уже есть, и за свои права можно и нужно побороться, а как и чем страховым компаниям покрывать свои убытки, решать им самим. Законным путем.